Лучшая картина — для короля

№82, апрель 2020
№82
Материал из газеты

Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона

Тициан (Тициано Вечеллио). «Даная и золотой дождь». 1560–1565. Национальный музей Прадо, Мадрид. Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
Тициан (Тициано Вечеллио). «Даная и золотой дождь». 1560–1565. Национальный музей Прадо, Мадрид.
Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid

Национальная галерея в Лондоне открыла выставку «Тициан. Любовь, страсть, смерть» (сейчас закрыта. — TANR), где впервые за 300 лет показаны шесть великих полотен художника, написанных между 1551 и 1562 годами по заказу короля Филиппа II на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия. В наше время они принадлежат разным собраниям: «Венера и Адонис» — Прадо, «Даная», «Персей и Андромеда», «Диана и Каллисто», «Диана и Актеон» (и седьмая, незаконченная «Смерть Актеона») — британским музеям), «Похищение Европы» — Музею Изабеллы Стюарт-Гарднер в Бостоне. После Лондона выставку покажут в Мадриде, где к ней присоединится испанская «Даная» из Прадо, и в Бостоне.

На сайте Национальной галереи серия Тициана охарактеризована с пафосом, вполне в этом случае оправданным: «Мифологические сцены запечатлевают моменты высокой драмы: роковая встреча, позорное открытие, поспешное похищение. Тициан мастерски пользуется краской и цветом, достигая ослепительного эффекта, захватывая светящуюся плоть, роскошные ткани, воду, отражение и атмосферные, почти чарующие пейзажи. Мы видим богов и богинь, но их лица выражают очень человеческие и очень понятные нам эмоции: вину, удивление, стыд, отчаяние и сожаление. Тициан называл эти произведения своими „поэзиями“. Это редкая возможность насладиться одними из величайших картин в европейском искусстве». Однако эта замечательная выставка возобновила давний и горячий спор среди искусствоведов. Они вступили в дискуссию о том, какая из версий «Данаи» предназначалась для испанского монарха. 

Так, специалист по венецианскому Возрождению Чарльз Хоуп считает, что картина, заказанная Филиппом II, — это не то полотно, что принадлежит коллекции Веллингтона в лондонском Эпсли-Хаусе и сейчас выставляется в Национальной галерее, а то, что хранится в Прадо в Мадриде. Он отмечает, что испанская версия — превосходного качества, и сожалеет, что мадридская картина не приехала на «встречу „Данай“» в Лондоне. Другой эксперт по искусству Ренессанса, искусствовед Давид Жаффе, курировавший выставку Тициана в Национальной галерее в 2003 году, соглашается с тем, что «Даная» из Прадо — «более вероятная претендентка в поэтическую серию мастера, чем ее блеклая соперница из Эпсли-Хауса».

«Даная» Тициана (Тициано Вечеллио) (1553), хранящаяся в Эпсли-Хаусе в Лондоне. Фото: Stratfield Saye Preservation Trust
«Даная» Тициана (Тициано Вечеллио) (1553), хранящаяся в Эпсли-Хаусе в Лондоне.
Фото: Stratfield Saye Preservation Trust

До 2004 года испанская красавица считалась частью серии, созданной для Филиппа II, но специалист по творчеству Тициана Пол Джоаннидес выдвинул предположение, что на самом деле из «первого состава» — картина, принадлежащая коллекции Веллингтона. Его гипотезу поддержал тогда куратор, а теперь директор Прадо Мигель Фаломир. Искусствовед Питер Хамфри, проанализировав идею Джоаннидеса в книге о Тициане, вышедшей в 2007 году, ее опроверг.

Но куратор нынешней выставки в Национальной галерее Маттиас Вивел встал на сторону Джоаннидеса: существенные доказательства удалось получить в 2014 году после реставрации и экспертизы картины Веллингтона, а также непосредственного сравнения, когда обе версии выставлялись в Прадо. Аргументируя свою позицию в статье в выставочном каталоге, он пишет, что факты «подтверждают, что полотно из коллекции Веллингтона предназначалось для Филиппа II, и это не только вновь возвращает в культурный дискурс прежде недооцененную картину, но и позволяет лучше понять взаимоотношения Тициана с Филиппом II, принципы устройства его мастерской и в конечном счете феномен одного из самых радикальных, эротических и гуманистических произведений».

Тем не менее Чарльз Хоуп в открытом письме в редакцию The Art Newspaper по-прежнему подвергает сомнению атрибуцию, предложенную Джоаннидесом. Он пишет: «[Джоаннидес и Фаломир] так и не объяснили, почему Тициан отправил Филиппу худшую по качеству работу, ту, что хранится в Эпсли-Хаусе, а позже создал более утонченную версию из Прадо».
Всего Тициан написал пять «Данай». Первая, созданная в 1544–1545 годах по заказу кардинала Алессандро Фарнезе, где рядом с героиней изображен купидон, хранится в Музее Каподимонте в Неаполе. Еще два варианта находятся в Государственном Эрмитаже (1554) и венском Музее истории искусств (1564). 

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Церемония прощания и отпевание пройдут 4 ноября в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот. Прощание и похороны состоятся на родине Сергея Соловьева, в городе Иваново
03.11.2022
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
7
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+