Лучшая картина — для короля

№82, апрель 2020
№82
Материал из газеты

Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона

Тициан (Тициано Вечеллио). «Даная и золотой дождь». 1560–1565. Национальный музей Прадо, Мадрид. Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
Тициан (Тициано Вечеллио). «Даная и золотой дождь». 1560–1565. Национальный музей Прадо, Мадрид.
Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid

Национальная галерея в Лондоне открыла выставку «Тициан. Любовь, страсть, смерть» (сейчас закрыта. — TANR), где впервые за 300 лет показаны шесть великих полотен художника, написанных между 1551 и 1562 годами по заказу короля Филиппа II на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия. В наше время они принадлежат разным собраниям: «Венера и Адонис» — Прадо, «Даная», «Персей и Андромеда», «Диана и Каллисто», «Диана и Актеон» (и седьмая, незаконченная «Смерть Актеона») — британским музеям), «Похищение Европы» — Музею Изабеллы Стюарт-Гарднер в Бостоне. После Лондона выставку покажут в Мадриде, где к ней присоединится испанская «Даная» из Прадо, и в Бостоне.

На сайте Национальной галереи серия Тициана охарактеризована с пафосом, вполне в этом случае оправданным: «Мифологические сцены запечатлевают моменты высокой драмы: роковая встреча, позорное открытие, поспешное похищение. Тициан мастерски пользуется краской и цветом, достигая ослепительного эффекта, захватывая светящуюся плоть, роскошные ткани, воду, отражение и атмосферные, почти чарующие пейзажи. Мы видим богов и богинь, но их лица выражают очень человеческие и очень понятные нам эмоции: вину, удивление, стыд, отчаяние и сожаление. Тициан называл эти произведения своими „поэзиями“. Это редкая возможность насладиться одними из величайших картин в европейском искусстве». Однако эта замечательная выставка возобновила давний и горячий спор среди искусствоведов. Они вступили в дискуссию о том, какая из версий «Данаи» предназначалась для испанского монарха. 

Так, специалист по венецианскому Возрождению Чарльз Хоуп считает, что картина, заказанная Филиппом II, — это не то полотно, что принадлежит коллекции Веллингтона в лондонском Эпсли-Хаусе и сейчас выставляется в Национальной галерее, а то, что хранится в Прадо в Мадриде. Он отмечает, что испанская версия — превосходного качества, и сожалеет, что мадридская картина не приехала на «встречу „Данай“» в Лондоне. Другой эксперт по искусству Ренессанса, искусствовед Давид Жаффе, курировавший выставку Тициана в Национальной галерее в 2003 году, соглашается с тем, что «Даная» из Прадо — «более вероятная претендентка в поэтическую серию мастера, чем ее блеклая соперница из Эпсли-Хауса».

«Даная» Тициана (Тициано Вечеллио) (1553), хранящаяся в Эпсли-Хаусе в Лондоне. Фото: Stratfield Saye Preservation Trust
«Даная» Тициана (Тициано Вечеллио) (1553), хранящаяся в Эпсли-Хаусе в Лондоне.
Фото: Stratfield Saye Preservation Trust

До 2004 года испанская красавица считалась частью серии, созданной для Филиппа II, но специалист по творчеству Тициана Пол Джоаннидес выдвинул предположение, что на самом деле из «первого состава» — картина, принадлежащая коллекции Веллингтона. Его гипотезу поддержал тогда куратор, а теперь директор Прадо Мигель Фаломир. Искусствовед Питер Хамфри, проанализировав идею Джоаннидеса в книге о Тициане, вышедшей в 2007 году, ее опроверг.

Но куратор нынешней выставки в Национальной галерее Маттиас Вивел встал на сторону Джоаннидеса: существенные доказательства удалось получить в 2014 году после реставрации и экспертизы картины Веллингтона, а также непосредственного сравнения, когда обе версии выставлялись в Прадо. Аргументируя свою позицию в статье в выставочном каталоге, он пишет, что факты «подтверждают, что полотно из коллекции Веллингтона предназначалось для Филиппа II, и это не только вновь возвращает в культурный дискурс прежде недооцененную картину, но и позволяет лучше понять взаимоотношения Тициана с Филиппом II, принципы устройства его мастерской и в конечном счете феномен одного из самых радикальных, эротических и гуманистических произведений».

Тем не менее Чарльз Хоуп в открытом письме в редакцию The Art Newspaper по-прежнему подвергает сомнению атрибуцию, предложенную Джоаннидесом. Он пишет: «[Джоаннидес и Фаломир] так и не объяснили, почему Тициан отправил Филиппу худшую по качеству работу, ту, что хранится в Эпсли-Хаусе, а позже создал более утонченную версию из Прадо».
Всего Тициан написал пять «Данай». Первая, созданная в 1544–1545 годах по заказу кардинала Алессандро Фарнезе, где рядом с героиней изображен купидон, хранится в Музее Каподимонте в Неаполе. Еще два варианта находятся в Государственном Эрмитаже (1554) и венском Музее истории искусств (1564). 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
6
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+