18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что ван Гог думал об обнаженных Дега

В апреле выходит трехтомное академическое издание «Писем Эдгара Дега», десять из которых связаны с братьями ван Гог

«Будьте любезны передать мне деньги завтра утром, я на мели…» — вот пример типичной записки от Эдгара Дега, наспех нацарапанной на его визитке. Она адресована Тео ван Гогу, брату Винсента ван Гога, управляющему филиалом галереи Boussod & Valadon на парижской улице Монмартр, одному из первых дилеров, начавших покупать произведения Дега.

Братья ван Гог были большими поклонниками импрессиониста. В 1886 году, спустя несколько месяцев после того, как Винсент переехал к Тео в Париж, он писал (на английском) своему другу Горацию Ливенсу о современном искусстве, которое начал открывать для себя: «Не будучи членом этого клуба, я высоко ценю некоторые картины импрессионистов: ню Дега, пейзажи Клода Моне». Судя по всему, незадолго до этого он побывал на весенней, восьмой (и последней) выставке импрессионистов, где почти наверняка была представлена пастель Эдгара Дега «Одевающаяся девушка» (1885).

Позднее Винсент ван Гог писал о том, как Дега изображает обнаженное женское тело, и утверждал, что секрет его успеха состоит в том, что женщины не привлекают его сексуально. Винсент говорит об этом в письме к своему другу Эмилю Бернару: «Он не любит женщин и знает, что если бы он любил их и путался с ними, то стал бы душевно нездоров и безнадежен в живописи».

Десятого августа 1887 года Дега отправил служанку в галерею Тео ван Гога, чтобы забрать гонорар: «Будьте любезны выдать моей горничной 1,5 тыс. франков». Чтобы подчеркнуть, что он трудится не покладая рук, художник добавил: «Завтра утром ко мне придет натурщица для ню (женщина со спины, сидящая со скрещенными ногами), и если успею закончить, то пришлю ее вам в понедельник». В числе картин, которые Тео купил у него в тот год, была «Женщина у вазы с цветами» (1865), сейчас входящая в собрание Метрополитен-музея в Нью-Йорке.

Когда в 1889 году Винсент попал в больницу в Арле после того, как отрезал себе мочку уха, он писал брату, что его страдания были «ужасными». Но даже среди всего этого кошмара он «продолжал думать о Дега». В тот период Тео тоже сблизился с импрессионистом и в феврале 1890 года навестил его вместе со своей сестрой Виллеминой. Художник сказал ей, что она напоминает ему женщин с картин нидерландских старых мастеров, и показал некоторые свои работы. Позднее Тео отмечал, что Вил «очень хорошо поняла женские ню».

Винсент застрелился в июле 1890 года, а в январе следующего года его брат Тео умер от сифилиса. После этого Эдгар Дега потерял поддержку галереи Boussod & Valadon. Вначале это тревожило его, но к тому моменту он уже стал известен, и в следующие несколько лет к нему пришел коммерческий успех.

Дега, в свою очередь, быстро стал поклонником творчества Винсента ван Гога и, упрочив свое финансовое положение, купил несколько его произведений. Даниель Алеви, друг Дега, вспоминал, что коллекционирование стало своего рода навязчивой идеей художника. Однажды в 1895 году он воскликнул, показывая картины у себя дома: «Это мой новый ван Гог, а это Сезанн. Я покупаю и покупаю! Я просто не могу остановиться».

В тот год он приобрел картину ван Гога парижского периода «Два срезанных подсолнуха» (1887), которая сейчас хранится в Художественном музее Берна. Он получил ее от дилера Амбруаза Воллара в обмен на два своих эскиза танцовщиц. Приблизительно тогда же купил натюрморт «Виноград, лимоны, груши и яблоки» (1887) — теперь он в собрании Чикагского института искусств. Кроме того, ему принадлежал ранний рисунок ван Гога «Крестьянка, подбирающая колосья» (1885), сейчас входящий в частную коллекцию.

Трехтомное издание «Писем Эдгара Дега» под редакцией Теодора Реффа выйдет 30 апреля под эгидой Института Вильденштейна — Платтнера в издательстве Pennsylvania State University Press. Оно включает 1251 письмо в оригинале на французском с английским переводом и аннотациями, в том числе десять писем, в которых упоминаются братья ван Гог. Примерно четверть писем Дега публикуется впервые.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+