18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как попасть в яблочко, не снимая шляпы

№81
Материал из газеты

Какое ноу-хау Рене Магритта делает его творчество узнаваемым — и востребованным коллекционерами, готовыми платить за его работы все более высокую цену

Отвечая на вопрос о том, что привлекает коллекционеров со всего мира в произведениях бельгийского сюрреалиста Рене Магритта (1898–1967), глава отдела импрессионизма и модернизма Christie’s Оливье Камю отмечает, что художник воспринимается вне исторического контекста, религии или политики и это позволяет легко погрузиться в его творчество людям с самым разным бэкграундом.

Художник родился в бельгийском городке Лесин. Его детство омрачило самоубийство матери, отголоски которого, по-видимому, звучат в мрачных мотивах, пронизывающих практически все фантастические сцены Магритта. Во время Первой мировой войны он учился в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, интересовался кубизмом и сюрреализмом. После плодотворного периода безрассудных 1920-х, которые художник провел в Париже, он вернулся в Бельгию и стал центральной фигурой бельгийского сюрреализма.

В 1930 году вместе с братом Рене Магритт основал рекламное агентство Studio Dongo, где раскрылось его чутье на коммерчески успешные образы. Как говорит директор отдела импрессионизма и модернизма Sotheby’s Томас Бойд-Боуман, «Магритт был протосовременным художником, прекрасно отдававшим себе отчет в том, какие образы он выстраивает». Магритта действительно практически невозможно отделить от созданного им самим образа — но при этом он, конечно, куда глубже всем известных котелков.

Еще при жизни он стал коммерчески успешным художником, в том числе благодаря поддержке ряда ключевых дилеров. Среди важнейших прижизненных выставок Магритта — «Мир против образа» 1954 года в нью-йоркской галерее Sidney Janis. Это было значимое событие и для многих американских художников, в частности Джаспера Джонса. Важную роль сыграл и Александр Иолас, эксцентричный арт-дилер греческого происхождения, который привозил работы Магритта в США и продавал местным коллекционерам.

Цены

Аукционные цены на Магритта растут на протяжении последних 30 лет. Толчком послужила проведенная в 1998 году нью-йоркским Christie’s распродажа коллекции адвоката и писателя Гарри Торчинера, состоявшей из 25 произведений художника. На этих торгах трижды устанавливали рекорды, и в итоге самой дорогой стала картина «Личные ценности» (1952), купленная Музеем современного искусства Сан-Франциско за $7,1 млн (все цены указаны с комиссией). В 2002 году «Империя света» (1952) была продана на нью-йоркских торгах Christie’s за $12,6 млн. Этот рекорд продержался до 2017 года, когда «Чувствительная струна» (1960) ушла с молотка в лондонском Christie’s за £14,4 млн. Год спустя на нью-йоркских торгах Sotheby’s портрет покровителя сюрреалистов Эдварда Джеймса под названием «Принцип удовольствия» (1937) установил нынешний рекорд — £26,8 млн. По словам дилера Эмманюэля Ди Донны, в частных сделках некоторые работы Магритта продавались и дороже («пара вещей в диапазоне от $30 млн с лишним до $40 млн с лишним»).

Рынок Магритта «значительно вырос в последние два года на фоне общего роста спроса на сюрреализм», отмечает Эмма Уорд из лондонской галереи Dickinson. «Учитывая, какую важную роль сюрреализм играет в художественном каноне ХХ века, просто удивительно, что цены по-прежнему остаются на столь низком уровне. Рекорд Магритта до сих пор не преодолел рубеж в $30 млн — притом что рекорд Пикассо составляет $179 млн».

Самым высоким спросом пользуются работы периода 1950–1960-х годов с фирменными образами Магритта: мужчина в котелке, яблоко, луна и так далее. Еще один хит у коллекционеров — картины из серии «Империя света», изображающие освещенный фонарем дом под дневным небом. Меньшей популярностью пользуются — а иногда и подвергаются насмешкам — псевдоимпрессионистские произведения в духе Ренуара (1943–1947) и работы последовавшего за ними «коровьего» периода (1948). Но, по словам Бойда-Боумана, и их востребованность растет: «В последнее время Магритт настолько популярен, что при нормальной цене хорошо продаются даже ранние произведения».

Выставка художника «Мистика обыденного. 1926–1938» в нью-йоркском Музее современного искусства в 2014 году способствовала возобновлению интереса к его ранним экспериментам. В последние два года произошел крупный сдвиг в их оценке, что подверждает рекордная продажа портрета Эдварда Джеймса, написанного в 1937 году. Ди Донна считает, что «работам, созданным до 1935 года, еще есть куда расти; кроме того, недооценены его скульптуры и объекты».

Подводные камни

Круг покупателей произведений Магритта очень широк и включает коллекционеров со всех концов света. Показательно, что картина «Навстречу удовольствию» (1962), которая была продана за £18,9 млн (вторая по цене после рекордной работа) на вечерних торгах Christie’s «Искусство сюрреализма» 5 февраля, до аукциона ездила на гастроли в Гонконг и Тайвань.
«В России середины 2000-х интерес к сюрреализму был очень высок, — отмечает Ди Донна, — но потом пошел на спад». Сейчас в мире есть небольшой костяк из приблизительно десяти людей, которые собирают по-настоящему серьезные коллекции бельгийского художника, и гораздо более широкий круг коллекционеров, заинтересованных в приобретении одного-единственного, «классического» Магритта.

Каталог-резоне художника, выпущенный при поддержке Фонда Менила, включает около 1,7 тыс. произведений. Составители Дэвид Силвестер и Сара Уитфилд работали над ним на протяжении 23 лет. «В каталоге очень много комментариев с настоящими датировками работ — в этом отношении Магритт часто шалил», — говорит Камю. Время от времени создавая картины на заказ, художник подписывал их задним числом, чтобы не продавать через Иоласа, к чему его обязывал контракт с дилером. 

В 2000 году Фонд Магритта учредил атрибуционный комитет для дальнейшей работы над каталогом-резоне. «На рассмотрение комитета поступает очень много подделок», — говорит его основатель Шарли Эрсковичи. Благодаря деятельности фонда, уверен Ди Донна, рынок художника стал чище: «Раньше на рынке были подделки очень высокого уровня. В 1970–1980-е в Италии работал один парень, которому они здорово удавались. Но я думаю, что с тех пор их уже успели выполоть». 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
7
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+