18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

В Стокгольме присудили Премию Каспера Салина

Накануне карантина Шведская ассоциация архитекторов наградила самой престижной в Северной Европе премией — за лучшие реализованные проекты в семи номинациях

На ArkitekturGala награждали за большую архитектуру, интерьерный дизайн, городской мастер-план, ландшафтный дизайн, решение транспортных проблем, архитектурную критику и проекты молодых архитекторов.

Самая престижная номинация — за большую архитектуру — носит имя Каспера Салина (1856–1919), главного архитектора Стокгольма с 1898 по 1915 год. Собственно, с нее в 1962 году и началась традиция чествовать зодчих и дизайнеров. Постепенно увеличилось количество номинаций и географический охват: к соревнованию начали допускать представителей Дании и Норвегии, тем более что в скандинавском мире архитекторы и дизайнеры часто работают в соседних странах и определить принадлежность проекта непросто. Рассказываем о самых важных победах.

В этом году Премию Каспера Салина получило бюро Malmström Edström Architects за проект жилого комплекса Riksbyggens Brf Viva в Гетеборге. Напоминающий европейский модернизм 1960-х годов, этот комплекс соединил множество революционных технологий и имеет высшую экологическую сертификацию. Его отлили из экологического бетона, производство которого на треть меньше загрязняет атмосферу углекислым газом. Для сохранения энергии от солнечных батарей здесь используют аккумуляторы старых автобусов. Бытовой расход энергии составляет всего 65% от среднего по региону. В комплексе есть террасный зимний сад и вообще много мест для совместного досуга. Проект наградили «за создание фантастической жилой среды в месте, которое казалось для этого совершенно непригодным».

В номинации «За лучший интерьерный дизайн» наградой отмечен Герт Вингорд с отелем Blique by Nobis. Первоначально это был склад компании Philips, построенный в 1931 году Сигурдом Леверенцем (1885–1975), классиком шведского модернизма, прославившимся церквями и некрополями. Склад Philips тоже отличался суровой экспрессией: никаких украшений, кроме маленьких квадратных окон на фасаде. Приспосабливая его под отель, Вингорд деликатнейшим образом подошел к наследию предшественника: сохранил в номерах чистые бетонные стены, дополнив их металлическими рельсами для крепления мебели и освещения; в публичных помещениях не стал закрывать воздуховоды и прочие технические сети навесными потолками, оставив их на виду; не тронул даже квадратные окна на фасаде, хотя, казалось бы, эти квадраты хороши для склада, но не для отеля. За умение найти общий язык с архитектурой прошлого и усилить ее достоинства Вингорда и наградили.

Зрительским фаворитом в номинации «Ландшафтная архитектура» был Мемориал жертвам цунами 2004 года в Юго-Восточной Азии, открытый в Стокгольме. Географически далекая трагедия унесла жизни 30 тыс. шведов и воспринимается в Швеции как горе национального масштаба. Датская художница Леа Порсагер, работающая на стыке науки, искусства, феминизма и эзотерики, создала поэтический ландшафт «Гравитационные волны». Она вдохновлялась теорией Эйнштейна — в мемориальном парке время и пространство сходятся воедино и расходятся врозь. Одновременное присутствие земли, воды, неба в пейзаже напоминает о неразрывной связи человека и природы.

Однако приз получил «Яктгатан и Лёвенсгатан» — бульвар для прогулок в квартале новостроек, проект бюро Andersson Jönsson Landskapsarkitekter. На полосе шириной 25 метров и длиной в несколько километров, идущей вдоль автомобильной дороги, насыпали газон, высадили кустарники и деревья, поставили скамейки. Но сделали все эти нехитрые манипуляции максимально творчески: разработали форму лавочек и уличных светильников, подобрали японский багрянник, магнолию, анемоны, рудбекию и другие растения так, что бульвар меняет цвета и остается красивым круглый год.

Приз за архитектурную критику вручен кинорежиссеру Фредрику Герттену и репортеру Лейлани Фархе за документальный фильм «Толкай» (Push) о праве на жилье. В наше время крупный бизнес получает все больший контроль над устройством и жизнью городов. Малоимущих вытесняют из центральных районов, и на месте их жилья строят дома для богатых. Становится все больше бездомных, но при этом целые кварталы остаются необитаемыми, потому что их рассматривают как финансовый инструмент — предмет инвестиций. Со сдержанным гневом авторы фильма раскрывают циничную игру финансовых компаний и ее разрушительные последствия.

ArchitekturGala в очередной раз расставил точки над i. Мы увидели, что Грета Тунберг — это не странная, непонятно откуда и как возникшая на мировой сцене девочка, а глашатай скандинавского общества в целом. В Скандинавии живет 21 млн человек, и большинство из них всерьез озабочены экологическими проблемами и будущим Земли. Поэтому и работа архитекторов тут нацелена на максимально бережное отношение к природным ресурсам и создание устойчивой, комфортной, безопасной среды. Эта позиция сделала понятие «шведский стиль» мировым брендом и трендом. Когда в Москве или Нью-Йорке строят комфортное жилье, чтобы подчеркнуть его современность и удобство, его называют «в шведском стиле». На фоне скандинавской точечной застройки футуристические проекты а-ля Заха Хадид или Норман Фостер выглядят как дискотека 1990-х — броско, но ненадолго. Если они и останутся памятниками, то не гуманистическим архитектурным теориям, а чрезмерным амбициям.

Самое читаемое:
1
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
На выставке «От мала до велика…» в рамках одной экспозиции кураторы соединили крайности: с одной стороны, монументальные рисунки, с другой — миниатюрные — и показали, когда и при каких обстоятельствах возникала мода на то и другое
14.08.2024
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
2
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
Завершается 15-летняя реставрация Успенского собора на Городке. Архитектурный памятник конца XIV века восстанавливался по инициативе и при участии группы исследователей-энтузиастов, однако реставрация велась крайне тщательно и стала подлинно научной
14.08.2024
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
3
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
4
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
5
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
Завершилась реставрация одного из самых известных в Петербурге памятников авангарда — комплекса зданий завода «Красный гвоздильщик». Это событие стало поводом поговорить с академиком архитектуры Маргаритой Штиглиц о проблемах вокруг сооружений эпохи
15.08.2024
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
6
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
Уникальный комплекс городка художников на Верхней Масловке давно нуждается в реставрации, во внимании и заботе. Сейчас многие художники там рискуют потерять свои мастерские. Самое время напомнить о значении и особой атмосфере «московского Монмартра»
14.08.2024
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
7
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+