Уайльд и Бердслей. Русские денди ни в чем не уступали своим кумирам

Сергей Ладыгин. Маска Красной смерти. 1917
Сергей Ладыгин. Маска Красной смерти. 1917

В ГМИИ им. А.С.Пушкина открывается выставка, посвященная влиянию двух властителей умов рубежа XIX–ХХ веков на русскую культуру.

«Русский» ракурс, выбранный кураторами выставки (Зинаида Бонами, Анна Познанская и Алексей Савинов), более чем уместен. Оскар Уайльд произвел настоящий фурор среди отечественной публики, которая попала под сильнейшее обаяние не столько утонченных литературных опусов, сколько личности их автора. «Первейшая обязанность в жизни — быть столь артистичным, сколь это возможно. Какова вторая, еще никто не открыл», — эта фраза Уайльда стала девизом целой эпохи, породив явление «дендизма».

В свою очередь, творчество Обри Бердслея, прожившего совсем короткую жизнь (1872–1898), во многом определило внешние черты стиля модерн. Увлеченный, как и прерафаэлиты, красотой средневековой книги и модной на рубеже веков японской гравюрой, Бердслей придумал свой неповторимый стиль из изысканно-прихотливой линии силуэтов и эффектного сочетания черно-белых пятен.

Зритель увидит на выставке 16 иллюстраций Бердслея к Саломее Уайльда (1894), принесших их создателю ошеломительный успех. Из лондонских музеев (Тейт Бритен, Музей Виктории и Альберта) в Москву, помимо прижизненных изданий и автографов Уайльда, привезут ранние карикатуры и рисунки Бердслея.

Обаяние работ «гения миниатюры», выходца из семьи лондонских ювелиров, неизменно присутствовало в русской графике, журнальной в особенности. Художники «Мира искусства» — от Константина Сомова, Леона Бакста и Александра Бенуа до Дмитрия Чехонина — упивались капризной манерой blanс et noir и пикантной эротикой Бердслея, его арлекинами и коломбинами, дамами в кринолинах и страусовых перьях и совсем без костюмов, но в высоких прическах и масках. Пик же популярности двух знаменитых британцев пришелся на 1900-е годы. Издательство «Скорпион» и журнал «Весы», а затем и «Золотое руно» превращаются в центры московского «бердслианства». Достаточно лишь взглянуть на работы (предоставленные Третьяковской галереей, Русским музеем, Музеем Бахрушина и частными собирателями) Николая Феофилактова, Анны Ремизовой-Васильевой, Сергея Лодыгина, Анатолия Арапова, Николая Сапунова, Дмитрия Митрохина.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+