18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Автор в ряду своих персонажей

№81, март 2020
№81
Материал из газеты

Двухтомник, посвященный историку авангарда Василию Ракитину, читать интересно: собственные его тексты не устарели, а воспоминания о нем написаны с любовью

Василий Ракитин во дворе мастерской скульптора Виктора Думаняна. Москва, 1973 г. Фото: Игорь Пальмин
Василий Ракитин во дворе мастерской скульптора Виктора Думаняна. Москва, 1973 г.
Фото: Игорь Пальмин

Первый том книги «Ракитин. Тексты. Тексты о Ракитине», где собраны статьи искусствоведа Василия Ракитина (1939–2017), толстый, 500-страничный. Второй — с воспоминаниями о нем родственников, друзей, коллег и друзей-коллег — состоит из полусотни страниц плюс библиография. Воспоминания хочется прочитать вслед за статьями, потому что тексты Ракитина настолько естественны и коммуникативны, что тянет продолжить общение с ним. В основном воспоминания эти биографические — о встречах, о семье, об общей молодости или эмиграции. Лишь в нескольких из них говорится о нем не только как об обаятельнейшем и отзывчивом человеке с феноменальной памятью, но и как об авторе текстов, собранных в первом томе.

«Работы Ракитина, посвященные художникам авангарда и модернизма, полны каким-то особым чувством: и сопереживания им, и со-проживания с ними их жизней» (Ильдар Галеев). «У Васи были свои взаимоотношения с произведениями авангарда. Он как-то с ними свыкся, сросся. У него было какое-то радушие старожила, показывающего гостям достопримечательности территории своего жития» (Александр Боровский). Фотограф Игорь Пальмин вспоминает, что в разговоре со свидетелем событий 1920-х годов Ракитин мог поправить рассказчика — «как равноправный очевидец минувшего». Искусствовед Андрей Сарабьянов во вступительной статье называет манеру Ракитина эссеистической, считая, что тот возродил стиль Абрама Эфроса и Александра Бенуа.

Ракитин. Тексты. Тексты о Ракитине / Сост. Е. Ракитина и А. Сарабьянов. В 2-х т. М.: Глобал эксперт энд сервис тим, 2019.
Ракитин. Тексты. Тексты о Ракитине / Сост. Е. Ракитина и А. Сарабьянов. В 2-х т. М.: Глобал эксперт энд сервис тим, 2019.

Только последние писали о своих современниках, а Ракитин — о Михаиле Врубеле, Александре Древине, Эль Лисицком, Казимире Малевиче, Кузьме Петрове-Водкине, Ольге Розановой и Владимире Татлине, которых не знал лично, но будто свидетельствовал. «Лето в Тифлисе жаркое, изнурительное. Все, у кого есть возможность, уезжают в горы. Однако каникулы есть каникулы. И летом 1912 года студент Академии художеств Кирилл Зданевич вместе со своим приятелем Михаилом Ле-Дантю приехал домой в Тифлис». За беллетристическим зачином идет, однако, чистое искусствоведение. В статье рассказано не только об открытии Нико Пиросманишвили и его постепенном признании национальным достоянием Грузии, но и о важности примитивов для Михаила Ларионова — как «полемического материала, как искусства, не похожего на общепринятое».

Ракитин коротко и просто формулировал важные вещи. «Авангард был выброшен в общественную жизнь на гребне волны революции 1917 года. Своевольная художественная богема оказалась определяющим фактором в художественной ситуации, наиболее жизнеспособным. Но жажда жизни не тождественна приспособлению». И дальше в статье «Через…»: «В самой идее универсального искусства авангарда есть абсолютно философские претензии и своеобразно деформированное русское мессианство типа „красота спасет мир“». Этот текст был опубликован в 1978–1979 годах сначала в самиздатовском, а потом в тамиздатовском альманахе «Метрополь». Однако с интересом читается и сегодня, когда вышло немало прекрасных статей и исследований на ту же тему.

Ракитин писал и о своих современниках, художниках советского неофициального искусства — Илье Кабакове, Викторе Пивоварове, Оскаре Рабине, Эдуарде Штейнберге, Владимире Яковлеве и других, с одинаковой интонацией что в те времена, когда они были под запретом, что в годы их прославления и триумфа. Спокойно и независимо ни от цензуры, ни от конъюнктуры. Он оставался верен себе и своим героям. Только одно воспоминание — жены Елены Ракитиной — дает понять, насколько нелегко ему было и в советской стране, и в эмиграции оставаться независимым и честным. 

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Фонд «Новые коллекционеры» основали авторитетные представители арт-сообщества. Эксперты помогут коллекционерам осознанно формировать и развивать собрания. В планах фонда — запустить Биеннале частных коллекций и создать большое хранилище искусства
02.11.2023
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+