18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Выставка Аниша Капура пройдет во время Венецианской биеннале

В Галереях Академии в 2022 году состоится первая в мире выставка произведений художника, созданных с использованием «самого черного цвета» — Vantablack

На выставке в Галереях Академии впервые широкой публике покажут применение Vantablack S-VIS в произведениях искусства. Разработанный в 2014 году британской научно-исследовательской компанией Surrey NanoSystems для использования в аэрокосмической промышленности, этот «наноматериал» практически полностью (на 99,96%) поглощает падающий на него свет.

В 2016 году Капур приобрел эксклюзивное право разрабатывать художественные методы использования распыляемой разновидности этого материала. Это вызвало неоднозначную реакцию арт-сообщества, многие выразили сомнение в праве одного художника монополизировать цвет. На это Капур ответил, что возмущающиеся его работой с Vantablack «недостаточно информированы». Он объяснил, что тончайшее покрытие «не выдавливается из тюбика» — для нанесения ультратонкого слоя углеродных нанотрубок требуется специальное оборудование.

Капур частично объяснил процесс на пресс-конференции в своей лондонской студии, стоя в окружении ранее не экспонировавшихся скульптур, покрытых Vantablack. По его словам, технология предполагает помещение материала в реактор. «Находясь в реакторе, частицы приподнимаются, как ворсинки бархата. Чтобы представить себе их пропорции, предположим, что ширина частицы составляет 1 м, тогда ее высота будет 300 м. Когда частицы встают параллельно друг другу, свет между ними рассеивается».

Но даже Капур лишь приблизительно представляет себе, что происходит в реакторе. Дело в том, что изготовление материала ведется в режиме секретности в связи с его потенциалом для оборонной промышленности: он может использоваться как «камуфлирующее покрытие для спутников». Вещество создает впечатление, что произведения искусства «полностью лишены объема», что производит дезориентирующий эффект обмана зрения.

Грег Хилти, директор-куратор представляющей Капура галереи Lisson, рассказал, что в венецианскую выставку художника также войдут его скульптуры-«пустоты» синего и красного цвета, которые экспонировались в павильоне Великобритании на Венецианской биеннале 1990 года и благодаря которым он стал обладателем Премии Тернера в 1991 году. «Все работы, отобранные на выставку в Галереях Академии, отражают интерес Капура к „пустому пространству“, — говорит Хилти, — а новые произведения доводят до предела идеи, которые он уже давно разрабатывает в своем творчестве».

Хилти добавляет, что транспортировка работ, покрытых Vantablack, станет для организаторов выставки особенно сложной задачей, поскольку эти произведения (сейчас они хранятся в коробках из прозрачного пластика) нельзя трогать руками.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+