Дом Брюллова на пороге мусульманской будущности

№81, март 2020
№81
Материал из газеты

В скором времени в Северной столице появится новое частное учреждение — музей-институт исламской культуры

Дом Брюллова на Кадетской линии Васильевского острова. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Дом Брюллова на Кадетской линии Васильевского острова.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Организацией этого музея занимаются несколько институций и сообществ, главные из которых — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук и Международный центр исламских исследований (МЦИИ). Учредитель — Некоммерческий фонд развития научных и культурных проектов «Аль-Макам» (Al Maqam). Идею создания музея-института исламской культуры поддержали директора ведущих российских музеев. Как рассказал корреспонденту The Art Newspaper Russia Ефим Резван, арабист и исламовед, доктор исторических наук, ведущий сотрудник Кунсткамеры и директор будущего музея, эта идея обсуждалась среди петербургских специалистов по исламу уже несколько лет. 

Панель от минбара (кафедры имама) из мечети Ибн-Тулуна. Около 1296. Экспонат из исламской коллекции Эрмитажа, поддержавшего создание нового музея. Фото: Государственный Эрмитаж
Панель от минбара (кафедры имама) из мечети Ибн-Тулуна. Около 1296. Экспонат из исламской коллекции Эрмитажа, поддержавшего создание нового музея.
Фото: Государственный Эрмитаж

«У нас в городе сложилась странная ситуация, — говорит профессор Резван. — Колоссальные по своему научному и культурному значению коллекции предметов исламской культуры собраны в Кунсткамере, Эрмитаже, Институте восточных рукописей, Этнографическом музее, Музее истории религии, а мы фактически не можем их целиком показать». По словам Резвана, в залах Кунсткамеры представлено всего десятка полтора экспонатов, относящихся к исламу, а тысячи предметов лежат в запасниках и их никогда не видели посетители. Например, в 2006 году музей сделал выставку «Грезы о Востоке: русский авангард и шелка Бухары». В Санкт-Петербург из Узбекистана привезли тогда малоизвестные произведения Ивана Клюна, братьев Владимира и Георгия Стенбергов, Александры Экстер, Алексея Явленского. А роскошные шелковые ткани Кунсткамера извлекла из своих запасников. После выставки шелка снова спрятали, и они ждут какого-нибудь следующего проекта: места в постоянной экспозиции для них нет.

Состояние интерьеров дома Брюллова. Фото: Роман Везенин
Состояние интерьеров дома Брюллова.
Фото: Роман Везенин

В начале 2019 года идею нового музея поддержал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Руководители Эрмитажа, Кунсткамеры и Российского этнографического музея написали письмо на имя Александра Беглова, тогда еще временно исполнявшего обязанности губернатора. Администрация города очень быстро и необычайно конкретно дала положительный ответ. Власти предложили на выбор два здания: одно в районе Лиговского проспекта, второе неподалеку от Кунсткамеры и университета. Это так называемый дом Брюллова, памятник истории и культуры федерального значения, за сохранение которого не один год бьются градозащитники. Домом с 1845 года владел старший брат живописца Карла Брюллова архитектор Александр Брюллов, который существенно перестроил прежнее здание. По наследству дом перешел к его дочери, чьим мужем был архитектор Павел Сюзор. Последний вместе с большой группой деятелей культуры в начале XX века создал в этом доме музей «Старый Петербург». При советской власти здесь располагались различные учреждения, часть здания была жилой, но в последние десятилетия дом пустовал и разрушался. С 2016 года петербургское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) вело с чиновниками переговоры о первоочередных противоаварийных работах и частичной музеефикации лицевого флигеля.

Состояние интерьеров дома Брюллова. Фото: Роман Везенин
Состояние интерьеров дома Брюллова.
Фото: Роман Везенин

Устроители музея-института исламской культуры готовы взять на себя расходы по реставрации и приспособлению здания, а также по частичному воссозданию экспозиции, посвященной «Старому Петербургу». «На одну только реставрацию, по предварительным подсчетам, уйдет около 500 млн руб., — рассказывает Ефим Резван. — Учредитель музея, фонд „Аль-Макам“, будет аккумулировать средства, наблюдательный совет — контролировать доходы и расходы. Деньги соберем всем миром, но исключительно в пределах России». 

Самая важная часть любого музея — коллекция. У будущей институции уже складывается собственная, в ней около 200 предметов, в основном дары из частных собраний. Соучредитель фонда «Аль-Макам» Игорь Панков, бизнесмен, защитивший кандидатскую диссертацию по суфизму, готов передать музею свою коллекцию среднеазиатской керамики. 

В постсоветские годы историческое здание на Кадетской линии Васильевского острова сильно обветшало. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
В постсоветские годы историческое здание на Кадетской линии Васильевского острова сильно обветшало.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Одна из важных задач музея — просвещение и образование, в том числе среди самих мусульман, представление разнообразных форм ислама в мире. Всем интересующимся мусульманской культурой музей-институт предложит выставки, фестивали культуры разных стран, лекции, дискуссии с участием ведущих ученых и философов, показы кинофильмов и даже мод. 

Необходимо добавить, что далеко не все жители города встретили новость с одобрением. В частности, возникла кампания по сбору подписей под интернет-петицией с призывом отменить это решение. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский даже вынужден был написать в статье для газеты «Санкт-Петербургские ведомости», что шокирован реакцией на идею создания музея. «Подобное могло быть где угодно, но не в Петербурге-Ленинграде. В городе, в центре которого стоит шедевр архитектуры — мечеть, где во дворцах исламские интерьеры, где одна из самых сильных в мире школ академического востоковедения», — посетовал Михаил  Пиотровский. 

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
4
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
5
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
6
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+