18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Instagram за старинным и модным

№81
Материал из газеты

Аккаунты, предлагающие старинные (и не очень) предметы искусства и винтажные вещи, становятся популярным инструментом торговли

Рынок социальной коммерции, иначе говоря, продаж с помощью социальных сетей, в России в 2018 году оценивался в более чем 590 млрд руб., по данным Data Insight, российского агентства, которое исследует электронную торговлю. Какую долю на этом рынке занимают предметы антиквариата и винтаж, никто пока не измерял, но предложение таких товаров в интернете неуклонно растет. Набирает обороты торговля антиквариатом в Instagram. Методы продвижения, а также принципы ведения антикварных аккаунтов мало чем отличаются от продажи здесь же дизайнерской одежды, авторских украшений или рекламы услуг.

Приложение нередко используется как доступная 24/7 витрина виртуального магазина с фотографиями предметов, их описанием и иногда ценами. Подписавшись на два-три аккаунта, специализирующихся на продажах антиквариата и винтажа, очень скоро вы начнете получать предложения подписаться еще на пять подобных, а если вы совершали в приложении поиск по хештегам #антиквариат, #винтаж и тому подобное, то довольно быстро в ленте Instagram начнут появляться уже рекламные посты с антикварными светильниками и мебелью или винтажными сумочками. Так, если очень грубо, работает продвижение в Instagram.

Из очевидных плюсов этого приложения для продажи искусства — «наживка» в виде красивых картинок. Даже если человек пока покупать ничего не собирается, но не чужд прекрасному, велик шанс, что он подпишется на аккаунт, а там однажды соблазнится и купит, увидев предмет мечты — не важно, буфет ли начала ХХ века, мейсенскую чайную пару или шляпку, «как у Одри Хепберн».

Создательница аккаунта @vintage_heritage (43,2 тыс. подписчиков в Instagram, есть страницы в других соцсетях, сайт и шоурум в Москве) Вероника Агапова более трех лет занимается продажей винтажной одежды и аксессуаров известных брендов из Европы. Она активно использует продвижение через соцсети. Многие ее клиенты из других городов и даже стран покупают вещи по фото.

Наиболее популярные категории искусства, которые продвигаются через Instagram, — антиквариат конца XIX — начала ХХ века (мебель, светильники, фарфор), советский дизайн, западная мебель 1950-х годов (столь модный сейчас mid-century modern) и всевозможный винтаж. Диапазон цен — от 1,5 тыс. до 500 тыс. руб. Подобные аккаунты могут вести и дизайнеры, для которых это еще одно направление деятельности или хобби, приносящее дополнительный доход, и мелкие дилеры, и владельцы интернет-магазинов, которые хорошо понимают, что Instagram — важнейший канал продвижения. Как правило, последние используют также Facebook и «ВКонтакте», аккаунты на сайтах «Авито», «Юла», «Ярмарка мастеров» и онлайн-аукциона «Мешок».

Предлагающий недорогие старинные и винтажные предметы интерьера Antik Butik, постоянный участник «Блошиного рынка» на Тишинке и других подобных ярмарок, обходится без шоурума и даже сайта, а связь с аудиторией его владельцы поддерживают именно с помощью аккаунта @antikvintag в Instagram (7,9 тыс. подписчиков), в том числе прибегая к платной рекламе.

Большинство опрошенных нами владельцев аккаунтов в Instagram признаются, что соцсети они ведут самостоятельно. Их подписчикам и клиентам важно, что в ленте им не просто предлагают что-то купить, но и рассказывают о предмете, делятся знаниями и даже подробностями частной жизни (в моде вообще «новая искренность»).

Микроблог @mydecorroom (86,7 тыс. подписчиков в Instagram, есть аккаунты на перечисленных выше торговых площадках, сайт и шоурум в Москве) ведет девушка Вероника. Начинала она в 2014 году с декорирования предметов и реставрационной мастерской мебели в Ростове-на-Дону, которая работает по сей день. Два года назад, уже живя в Москве, они с бойфрендом стали привозить из Европы антикварную и винтажную мебель, предметы интерьера, светильники. Свою историю она подробно рассказывает в одном из постов, и вообще аккаунт в Instagram очень личный. Это не витрина ее онлайн-магазина (все цены есть на сайте), хотя она и признается, что использует Instagram для прямых продаж и рекламы компании. «Важно делать качественный контент и вкладывать в это всю душу, важно любить то, что ты делаешь, тогда будут и подписчики, и хорошая статистика», — объясняет Вероника собственный успех. В апреле она планирует в первый раз участвовать в Российском антикварном салоне.

Большинство блогеров, продающих через Instagram антикварные или винтажные вещи, привозят их из Европы. Есть, конечно, и те, кто предлагает отечественные вещи, которые им удалось отыскать где-то на «Авито» или «Юле», купить и отреставрировать. Преображенные, укрепленные и заново обитые кресла 1960-х (многие помнят их по квартирам бабушек и дедушек) появляются в Instagram, но стоят уже очень внушительных денег. Получается, что привозить предметы в отличном состоянии из Европы и растаможить — дешевле и выгоднее.

Владелица интерьерной мастерской A Table в Санкт-Петербурге и аккаунта в Instagram @atable_ru (37,6 тыс. подписчиков) Александра Ведерникова с 2012 года продает винтажную мебель и декор (в основном предметы 1950–1970-х), которые сама привозит из-за рубежа. Стул английской фабрики G-Plan можно приобрести за 8 тыс. руб., кресло норвежской фабрики Rikken & Co — за 24 тыс. руб., люстры из муранского стекла — от 28 тыс. руб., комплект стульев из массива бразильского палисандра от датского дизайнера Kai Lyngfeldt — за 450 тыс. руб. «Около 40% наших клиентов впервые пришли к нам через Instagram. Хотя мы пробовали и платную рекламу здесь, и таргетинг, лучший для нас метод продвижения — это сарафанное радио и, конечно, любовь к своему делу», — рассказала Александра Ведерникова.

Дизайнер Анна Король с сестрой Юлией Гончаровой в сентябре 2019 года запустила микроблог в Instagram @vintage_anylopa (2,4 тыс. подписчиков, шоурума нет, но есть страница на «Ярмарке мастеров», аккаунт в Facebook и сайт), специализирующийся на винтажной европейской мебели. «Мы предлагаем нашим клиентам интересные предметы с европейских аукционов. Наша услуга заключается в поиске, подборе в дизайнерские проекты, участии в аукционе по заказу покупателя и доставке товара в любую точку нашей страны». Они решили использовать как торговую площадку Instagram, так как «это самый быстрый и простой способ найти свою аудиторию».

Если аккаунт в Instagram можно сравнить с виртуальной галереей, то владелец этого аккаунта — практически онлайн-консультант по искусству, дизайну или истории моды.

Коллекционер и знаток европейского антикварного фарфора из Германии Екатерина Механецидис (@antiques_moscow, 9,2 тыс. подписчиков, есть сайт) признается, что пробовала разные онлайн-площадки, но нигде не взлетело, кроме Instagram. «Офлайн-продажи не рассматривались мной изначально, так как моя маржа никогда не перекроет стоимость аренды места или помещения в Москве. То, что я продаю, — это для очень узкой целевой аудитории, это не массмаркет. По сути, все строится на доверии и репутации. Кроме фотографий вещей, которые можно купить у меня, в Instagram я стараюсь писать о немецких мануфактурах, атрибуции, интересные факты о фарфоре. Сначала я не публиковала цены, но потом поняла, что мне ближе полная прозрачность. Так как продажи почти вслепую, по фотографии, то любую купленную вещь можно мне вернуть. Но еще ни разу не возвращали», — так она описывает бизнес-модель.

Сейчас в это трудно поверить, но еще лет 15 назад идея продавать любой антиквариат через интернет казалась утопией (аргументы скептиков: кто же будет покупать кота в мешке, не глядя, да еще и неизвестно у кого?), а галеристы не вполне понимали, зачем им даже сайты, да и сейчас далеко не все ведут соцсети. Однако при кажущейся открытости (поиск по хештегам в самом Instagram — и вот почти все аккаунты по теме как на ладони) и цифровой продвинутости, многие торговцы антиквариатом в Instagram страдают той же «болезнью», что и их старшие коллеги — галеристы, — боязнью публичности, в частности нежеланием общаться с прессой. Из тех Instagram-продавцов, к кому мы обратились за комментарием, на наши вопросы согласились ответить менее половины.

Правда, не ясно, как можно остаться незамеченным, если у тебя аккаунты в соцсетях, шоурум в центре Москвы и ты участвуешь в профильных ярмарках. Так что это рынок растущий, но пока малоизученный.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+