18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как музеям достучаться до власти

С 13 по 15 сентября в Екатеринбурге прошла вторая часть международной конференции ИКОМ «Музеи и власть».

Это первая музейная конференция подобного масштаба в современной России и первая совместная конференция трех комитетов Международного совета музеев (International Council of Museums, ИКОМ) — России, Германии и США. Правительству Свердловской области и ИКОМ удалось привлечь около 400 участников со всей России. Если в Петербурге, где с 9 по 12 сентября проходила первая часть конференции, выступления в основном касались крупных музеев и международных проблем, то с переездом на Урал темы стали более локальными.

За два дня было заслушано более 30 докладов, посвященных различным аспектам взаимодействия музеев и государства. Выяснилось, что самая сложная задача для музейного сообщества — выстроить грамотные отношения с представителями власти в своем регионе, что необходимо для получения финансовой и юридической поддержки, а также для решения вопросов, связанных с музейным строительством или реставрацией объектов культурного наследия. Об одном из прецедентов успешного взаимодействия музеев и власти рассказала директор Кемеровского областного музея изобразительных искусств Лариса Мызина. Она была инициатором акции «Усынови картину», с помощью которой удалось привлечь представителей власти, а также крупные бизнес-структуры к реставрации музейных экспонатов. Так, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев стал первым усыновителем: он лично профинансировал восстановление картины Виктора Зевакина «Сибирский иконостас». Впрочем, доклад Ларисы Мызиной в очередной раз показал, что и в музейном деле возможно решать насущные вопросы лишь в режиме «ручного управления».

В рамках форума состоялась торжественная церемония подписания соглашения о намерении создать культурно-образовательный центр «Эрмитаж-Урал» на базе Екатеринбургского музея искусств. Третий по счету в России центр будет открыт в 2016 году. Подобные представительства Эрмитажа уже существуют в Выборге и Казани, а вскоре появятся во Владивостоке и Омске.

Уральская часть конференции включала выездные сессии в Нижнем Тагиле и Ирбите. В последнем прошла церемония открытия единственного в стране музея гравюры и рисунка. Ирбитский музей изобразительных искусств был основан в 1972 году Валерием Карповым, его действующим директором. В течение 40 лет музей реставрировал работы, переданные туда еще в советское время из фондов Эрмитажа и ГМИИ им. А.С.Пушкина, и только сейчас была открыта для посетителей постоянная экспозиция графики европейских мастеров XV–ХХ веков.

Завершилась конференция 15 сентября дополнительным семинаром по методам противопожарной защиты музейных фондов и объектов культурного наследия. Секция была организована для сотрудников, отвечающих за техническое обслуживание музеев. Основным докладчиком выступил Константин Буланов, эксперт по пожарной безопасности компании ЗМ, который описал основные решения по предотвращению пожаров — от традиционных, использовавшихся еще в прошлом веке, до абсолютно современных разработок.

Представляется, что подобные конференции с участием музейщиков из разных стран должны проходить регулярно, ведь это не только уникальная возможность обмена опытом, но и часть глобализации, а соответственно, развития всей музейной отрасли. — Александр Барский

Подробный отчет о конференции «Музеи и власть» в Петербурге читайте в октябрьском номере газеты The Art Newspaper Russia.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+