18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Женщины в цене

№81
Материал из газеты

В новостях истории о художницах вечно в топе. Но влияет ли стремление к гендерному равенству на ценообразование?

Мир искусства в последние годы сталкивается с нежданными вызовами. На имидж художника — и, как следствие, на его стоимость — может повлиять многое, вплоть до вопроса, не пишет ли он кистями из волоса нелегально убитых в Индии мангустов. Социальная ответственность, и в частности стремление к гендерному равенству, становится важным фактором ценообразования.

В 1900 году на выставках во всем мире доля художников-женщин составляла 4% (все цифры здесь — из исследования The Art Market 2019, автор которого — доктор экономических наук Клэр Макэндрю, только что вышло свежее исследование с новыми цифрами). В 2000 году их было 25%, а в 2018-м — 33%. Казалось, что должно быть даже больше: в новостях истории о художницах вечно в топе. Тут действительно трудно удержаться от «хайпа». Но капитализируется ли он?

У большинства галерей на первичном рынке треть художников из представленных в 2018 году — женщины, а продажи их работ составляли 32% годового оборота. Правда, среди молодых авторов женщин больше, чем среди признанных. Чем выше  ценовая планка, с которой работает галерист, тем скромнее делается женская доля. На вторичном рынке никаких изменений не видно (а ведь именно он фиксирует цены). В 2008 году продажи работ художниц на аукционах составили 4%, в 2018-м — 5%. Больше всего женских работ продается в разделе современного искусства (9% в 2018 году), меньше всего — в старых мастерах (1%), что легко объяснимо: женщины прорывались сквозь частокол общественных заслонов буквально с кровью (вспомним изнасилованную Артемизию Джентилески).

«Исследование аукционного сектора с 1970 по 2016 год в 49 странах показало, что на рынке живописи отмечена гендерная скидка в 48% (то есть работы женщин вдвое дешевле работ мужчин. — TANR)», — говорится в исследовании, однако различить работы мужчин и женщин, если они не были снабжены подписями, покупатели в большинстве случаев не могли. Забавная параллель: в некоторых симфонических оркестрах теперь прослушивают претендентов вслепую — это увеличило присутствие в них музыкантов-женщин на 30%. И даже просят снимать обувь — чтобы не был слышен стук каблуков. Но существует ли специальное «женское» искусство?

Анни Альберс прославила текстиль Баухауса, но что было бы, если бы Вальтер Гропиус разрешил ей посещать лаборатории архитектуры? На ярмарке Frieze в Лондоне в прошлом году был представлен раздел Woven, объединивший восемь художников, использующих в работах текстиль и ткачество, — женщин и мужчин поровну. Если в работах женщин чаще используется текстиль, то почему они дешевы? Потому, что спрос на текстильные работы ниже? Или потому, что текстиль ассоциируется с «женским» занятием? Это хоть и унизительно, но открывает интересные перспективы для прогнозов.

Происходит явная смена этических и эстетических взглядов, и результат ее серьезнее, чем просто рост спроса и цен на работы женщин. Или падение цен на произведения мужчин, замеченных, пусть даже задним числом, в харассменте и «абьюзе» (Гоген как минимум таращился на обнаженных полинезийских девочек, а Пикассо рушил судьбы своих муз). Уходят представления о типичной маскулинности и женственности. «Портрет Мэрилин» Уорхола (которым так любят начиная со времен профессоров Мей Цзяньпина и Майкла Мозеса, придумавших считать повторные продажи, иллюстрировать выгодность инвестиций в искусство) впервые за последние полвека подешевеет: его легко упрекнуть в объективации образа женщины. Чьи работы будут покупать молодые коллекционеры лет через десять — страдающего маргинала Баскиа и стрит-артиста Бэнкси? Или и они к этому времени безнадежно морально устареют? 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+