18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Работы художниц раньше скрывали за мужскими именами

Рынок менял историю искусства, вычеркивая из нее женщин. Артемизия Джентилески, которую показывают сейчас в ГМИИ, устояла, но многие — нет

Если сейчас «старым мастерицам» наконец-то начинают уделять заслуженное внимание, то в прошлом арт-дилеры не просто игнорировали их, но пытались вычеркнуть их имена из истории искусства. Специалист в этой области Джордана Помрой, возглавляющая Художественный музей Патрисии и Филиппа Фрост при Флоридском международном университете в Майами, рассказала The Art Newspaper, что произведения некоторых женщин приписывались мужчинам не просто по ошибке — их работы специально подписывали мужскими именами.

В качестве примера она приводит историю нидерландской художницы XVII века Юдит Лейстер. «При жизни она была широко известна, — говорит Помрой. — Она даже являлась членом гильдии, что было редкостью среди художниц. Но ее подпись в буквальном смысле закрашивали. Кто это делал? Дилеры. Все решает рынок — ее произведения выдавали за работы Франса Халса». Разумеется, это делалось ради денег. «За Франса Халса можно было попросить больше, чем за Юдит Лейстер, — объясняет Помрой. — Это продолжалось очень много лет и, безусловно, имело место и в период моей специализации (я занимаюсь британской живописью конца XIX века)». Монограмму Лейстер со звездой — у нее была «очень красивая подпись» — на произведениях, подписанных именем Халса, впервые заметили в 1890-х годах, но по-настоящему работать над раскрытием масштаба творчества этой художницы начали только в 1970-х.

Ранее Помрой занимала пост главного куратора Национального музея женского искусства в Вашингтоне и принимала участие в организации выставки «Итальянские художницы от Ренессанса до барокко» в 2007 году. Тогда исследований, посвященных «старым мастерицам», было значительно меньше, так что подготовка выставки, по ее словам, превратилась в «захватывающие поиски сокровищ». «Это увлекательная сторона профессии куратора, — замечает Помрой. — У вас нет готовых систематизированных материалов, поэтому вы самостоятельно должны рассказать историю, найти работы. Непросто было отыскать ряд работ на бумаге. Очень трудно — получить во временное пользование некоторые произведения. Например, работы Проперции де Росси — практически невозможно».

Примечательна биография итальянской художницы Софонисбы Ангвиссолы. В начале своей карьеры она встречалась с Микеланджело, а когда ей было за 90 — с молодым Антонисом ван Дейком. «Но, пожалуй, еще удивительнее то, что они видели в ней коллегу, — говорит Помрой. — На самом деле художниц было много. И одной из задач той выставки, как и других экспозиций Национального музея женского искусства, было показать, что в истории искусства много очень разных историй… Быть может, не так уж и удивительно, что они ценили этих женщин, ведь те были среди них. Я считаю, что это наша собственная слепота: что такие люди, как Микеланджело, или ван Дейк, или кто-то другой увидели бы, что есть и женщины… Вазари (художник и историк эпохи Возрождения. — TANR) посвятил художницам отдельную главу. Мы привыкли говорить: „Потрясающе: Джорджо Вазари писал о художницах!“ Но теперь, спустя годы, я думаю: а почему бы ему и не написать о женщинах? Ведь они существовали и были выдающимися художницами. Может быть, они не считались гениями равной величины, но были частью истории искусства, они были включены в нее. Это мы позднее исключили из нее женщин».

Джордана Помрой, много лет посвятившая исследованию этой темы, с удовольствием отмечает, что такие музеи, как, например, мадридский Прадо, посвящают художницам большие выставки. Так, в октябре там пройдет выставка произведений Софонисбы Ангвиссолы и Лавинии Фонтаны. Однако, по словам Помрой, все равно «положение дел меняется медленно, очень медленно».

Напомним, что ГМИИ им. А.С.Пушкина показывает небольшую выставку художницы итальянского барокко «Артемизия Джентилески и ее современники», которая стала своеобразной презентацией будущих проектов: намеченной на 2020 год большой выставки из собрания неаполитанского Музея Каподимонте и, как ее называют в Пушкинском, «феминистической» выставки. Одной из трех героинь последней, сыгравших ключевые роли в истории мирового искусства, станет Джентилески.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
4
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
5
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
6
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
7
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+