18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Объявлены лауреаты Прицкеровской премии 2020 года

Самую престижную архитектурную премию в мире получили Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара, основательницы ирландского бюро Grafton Architect

Создательницы бюро Grafton Architects Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара стали лауреатами престижной Прицкеровской премии. Они познакомились в 1970-е во время учебы и последующего преподавания в школе архитектуры Университетского колледжа Дублина, где и сегодня, несмотря на активную архитектурную практику, числятся профессорами. В 1978 году Фаррелл и Макнамара сотоварищи создали проектное бюро Grafton Architects, названное в честь улицы, где находился офис. Следующие десятилетия архитекторы работали преимущественно в родном Дублине и окрестностях, где по их проектам были построены Городской институт Ирландии, университетский колледж, офисы департамента финансов, городское жилье. Только спустя 25 лет бюро Grafton вышло на международную сцену — и сразу же завоевало широкое признание: проект Университета Луиджи Боккони в Милане (2008) получил приз World Building of the Year на Всемирном архитектурном фестивале в Барселоне, университетский городок UTEC в столице Перу Лиме (2015) был отмечен Международной премией Королевского института британских архитекторов (RIBA) в 2016-м. В 2012-м Grafton Architects привезло «Серебряного льва» с Венецианской биеннале за выставку «Архитектура как новая география». В 2018-м Фаррелл и Макнамара были кураторами XVI Архитектурной биеннале в Венеции, которая прошла с заглавной темой «Свободное пространство». В прошлом году завершилось строительство сразу нескольких их объектов: бизнес-школы Institut Mines Telecom в Париже и Школы экономики Университета Тулузы 1 Capitole в Тулузе. В 2019-м дуэт Фаррелл и Макнамары был отмечен медалью Королевского ирландского института архитектуры (RIAI James Gandon Medal for Lifetime Achievement in Architecture) и золотой медалью RIBA. Иногда кажется, что количество их построек равно количеству полученных наград.

Глядя из России, трудно изумиться архитектурному стилю Grafton Architects — слишком сильно он напоминает рубленые формы и тяжеловесную экспрессию брежневского модернизма, хотя, конечно, творения ирландских архитекторов изящнее. Но все-таки, как пишет западная пресса, Фаррелл и Макнамару награждают за скромность и человечность, аскетизм, за отсутствие грандиозных и легкомысленных жестов — всего того, чем утомила архитектура 2000-х, творения так называемых архитекторов-звезд.

Нельзя сбрасывать со счетов и устранение гендерного дисбаланса — мотив, влияющий сегодня на присуждение наград практически во всех творческих областях, от литературы до кино. Прицкеровская премия вручается в течение 46 лет. За это время ее получили всего лишь (с учетом Фаррелл и Макнамары) пять женщин: британка Заха Хадид в 2004-м, японка Кадзуё Сэдзима в 2010-м, испанка Карме Пигем (в составе бюро RCR Arquitectes) в 2017-м. Особенно несправедливым было ненаграждение «Прицкером» в 1991 году Дениз Скотт-Браун: премию получил ее муж Роберт Вентури, хотя весь мир знал, что архитекторы 30 лет работали вместе на равных. (В этом году Скотт-Браун исполняется 89 лет. В 2013-м 20 тыс. человек и девять прицкеровских лауреатов подписали петицию, чтобы вручить ей премию задним числом, но Прицкеровский комитет не захотел пересматривать прежние решения, чтобы не создавать прецедент.)

Как бы то ни было, присуждение «Прицкера» указывает на важные тренды в мировой архитектуре. И сейчас здесь все меньше ценится авторский пафос и все больше — удобство и комфорт для пользователей.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+