18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Объявлены лауреаты Прицкеровской премии 2020 года

Самую престижную архитектурную премию в мире получили Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара, основательницы ирландского бюро Grafton Architect

Создательницы бюро Grafton Architects Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара стали лауреатами престижной Прицкеровской премии. Они познакомились в 1970-е во время учебы и последующего преподавания в школе архитектуры Университетского колледжа Дублина, где и сегодня, несмотря на активную архитектурную практику, числятся профессорами. В 1978 году Фаррелл и Макнамара сотоварищи создали проектное бюро Grafton Architects, названное в честь улицы, где находился офис. Следующие десятилетия архитекторы работали преимущественно в родном Дублине и окрестностях, где по их проектам были построены Городской институт Ирландии, университетский колледж, офисы департамента финансов, городское жилье. Только спустя 25 лет бюро Grafton вышло на международную сцену — и сразу же завоевало широкое признание: проект Университета Луиджи Боккони в Милане (2008) получил приз World Building of the Year на Всемирном архитектурном фестивале в Барселоне, университетский городок UTEC в столице Перу Лиме (2015) был отмечен Международной премией Королевского института британских архитекторов (RIBA) в 2016-м. В 2012-м Grafton Architects привезло «Серебряного льва» с Венецианской биеннале за выставку «Архитектура как новая география». В 2018-м Фаррелл и Макнамара были кураторами XVI Архитектурной биеннале в Венеции, которая прошла с заглавной темой «Свободное пространство». В прошлом году завершилось строительство сразу нескольких их объектов: бизнес-школы Institut Mines Telecom в Париже и Школы экономики Университета Тулузы 1 Capitole в Тулузе. В 2019-м дуэт Фаррелл и Макнамары был отмечен медалью Королевского ирландского института архитектуры (RIAI James Gandon Medal for Lifetime Achievement in Architecture) и золотой медалью RIBA. Иногда кажется, что количество их построек равно количеству полученных наград.

Глядя из России, трудно изумиться архитектурному стилю Grafton Architects — слишком сильно он напоминает рубленые формы и тяжеловесную экспрессию брежневского модернизма, хотя, конечно, творения ирландских архитекторов изящнее. Но все-таки, как пишет западная пресса, Фаррелл и Макнамару награждают за скромность и человечность, аскетизм, за отсутствие грандиозных и легкомысленных жестов — всего того, чем утомила архитектура 2000-х, творения так называемых архитекторов-звезд.

Нельзя сбрасывать со счетов и устранение гендерного дисбаланса — мотив, влияющий сегодня на присуждение наград практически во всех творческих областях, от литературы до кино. Прицкеровская премия вручается в течение 46 лет. За это время ее получили всего лишь (с учетом Фаррелл и Макнамары) пять женщин: британка Заха Хадид в 2004-м, японка Кадзуё Сэдзима в 2010-м, испанка Карме Пигем (в составе бюро RCR Arquitectes) в 2017-м. Особенно несправедливым было ненаграждение «Прицкером» в 1991 году Дениз Скотт-Браун: премию получил ее муж Роберт Вентури, хотя весь мир знал, что архитекторы 30 лет работали вместе на равных. (В этом году Скотт-Браун исполняется 89 лет. В 2013-м 20 тыс. человек и девять прицкеровских лауреатов подписали петицию, чтобы вручить ей премию задним числом, но Прицкеровский комитет не захотел пересматривать прежние решения, чтобы не создавать прецедент.)

Как бы то ни было, присуждение «Прицкера» указывает на важные тренды в мировой архитектуре. И сейчас здесь все меньше ценится авторский пафос и все больше — удобство и комфорт для пользователей.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
09.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+