Вечный мастер в Вечном городе: в Риме чествуют Рафаэля

№81, март 2020
№81
Материал из газеты

Центральное событие года Рафаэля — выставка в Скудерие дель Квиринале, собравшая более чем 200 произведений живописи и графики, 100 из которых принадлежат руке самого мастера

Рафаэль Санти. «Мадонна со щеглом». 1505–1506. Фото: Google Art Project
Рафаэль Санти. «Мадонна со щеглом». 1505–1506.
Фото: Google Art Project

Год Рафаэля (1483–1520), приуроченный к 500-летию со дня его смерти, стартовал прошлой осенью в родном городе художника. Выставка «Рафаэль и его друзья в Урбино» в Национальной галерее Марке в Урбино включила 19 произведений Рафаэля и 65 художников умбрийской школы, в том числе его учителя Пьетро Перуджино. Эстафету перехватила Национальная художественная галерея в Вашингтоне выставкой «Рафаэль и его круг» (до 14 июня). В течение года к чествованию подключатся и другие ведущие мировые музеи.

Однако центральное событие — выставка в Скудерие дель Квиринале в Риме с более чем 200 произведениями живописи и графики, 100 из которых принадлежат руке самого мастера. Один только перечень музеев, приславших свои шедевры, говорит сам за себя: Галерея Уффици, Музеи Ватикана, Музей Каподимонте и Национальный археологический музей в Неаполе, Лувр, Прадо, Альбертина, Национальная галерея и Королевская коллекция в Лондоне, Музей Ашмола в Оксфорде, Национальная художественная галерея в Вашингтоне, — и это не полный список. 

Рафаэль Санти. «Мадонна Альба». 1511. Национальная художественная галерея, Вашингтон. Фото: The National Gallery of Art
Рафаэль Санти. «Мадонна Альба». 1511. Национальная художественная галерея, Вашингтон.
Фото: The National Gallery of Art

Больше всего работ (50, из которых 40 — Рафаэля) из Уффици, в тесном сотрудничестве с которой готовилась выставка под кураторством Маттео Лафранкони, директора Скудерие дель Квиринале, и Марции Фаетти. Однако не успела выставка открыться, как уже разразился скандал. Научный комитет Галереи Уффици, в тесном сотрудничестве с которой готовилась римская выставка, коллективно подал в отставку в знак протеста против решения руководства музея одолжить в числе официально заявленных для отправки в Рим шедевров Рафаэля и портрет Льва X, несмотря на рекомендацию комитета не транспортировать картину. Параллельно работал и научный совет из ведущих мировых экспертов, таких как Николас Пенни, бывший директор лондонской Национальной галереи, Барбара Ятта, директор Музеев Ватикана, Доминик Корделье (Лувр), Аким Ньянн (Альбертина). По словам Айке Шмидта, директора Галереи Уффици, в результате кропотливой исследовательской работы и получилась выставка, которая предлагает «новое, более глубокое видение творчества Рафаэля, и особенно периода, когда художник работал в Риме». 

Из самой Уффици в Рим прибыли, в частности, «Автопортрет», написанный Рафаэлем в 20-летнем возрасте, парные портреты Аньоло Дони и Маддалены Строцци, «Мадонна со щеглом», «Донна Велата», «Мадонна Грандука». 

Рафаэль Санти. «Автопортрет с другом». 1517–1519. Лувр, Париж. Фото: Musée du Louvre
Рафаэль Санти. «Автопортрет с другом». 1517–1519. Лувр, Париж.
Фото: Musée du Louvre

Из других хитов на выставке — «Форнарина» из Музея старого искусства в Риме, «Мадонна Альба» из Национальной галереи в Вашингтоне, луврские «Автопортрет с другом» и «Портрет Бальдассаре Кастильоне», «Святая Цецилия» из Национальной пинакотеки Болоньи, «Мадонна делла Роза» из Прадо. Мадонн в экспозиции больше всего, что неудивительно: Рафаэль писал их всю жизнь. Много в экспозиции и его рисунков. Никто из итальянских художников рубежа XV–XVI столетий не рисовал так много, как Рафаэль. Конкурировать с ним может разве что Леонардо.

Осенью год Рафаэля завершит Национальная галерея в Лондоне, где к десяти работам мастера из ее коллекции присоединится основной состав римской выставки и другие шедевры Рафаэля, например «Святое семейство» из Государственного Эрмитажа, «Мадонна Эстерхази» из Музея изобразительных искусств в Будапеште.  

Скудерие дель Квиринале
Рафаэль
5 марта – 2 июня

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+