18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вечный мастер в Вечном городе: в Риме чествуют Рафаэля

№81
Материал из газеты

Центральное событие года Рафаэля — выставка в Скудерие дель Квиринале, собравшая более чем 200 произведений живописи и графики, 100 из которых принадлежат руке самого мастера

Год Рафаэля (1483–1520), приуроченный к 500-летию со дня его смерти, стартовал прошлой осенью в родном городе художника. Выставка «Рафаэль и его друзья в Урбино» в Национальной галерее Марке в Урбино включила 19 произведений Рафаэля и 65 художников умбрийской школы, в том числе его учителя Пьетро Перуджино. Эстафету перехватила Национальная художественная галерея в Вашингтоне выставкой «Рафаэль и его круг» (до 14 июня). В течение года к чествованию подключатся и другие ведущие мировые музеи.

Однако центральное событие — выставка в Скудерие дель Квиринале в Риме с более чем 200 произведениями живописи и графики, 100 из которых принадлежат руке самого мастера. Один только перечень музеев, приславших свои шедевры, говорит сам за себя: Галерея Уффици, Музеи Ватикана, Музей Каподимонте и Национальный археологический музей в Неаполе, Лувр, Прадо, Альбертина, Национальная галерея и Королевская коллекция в Лондоне, Музей Ашмола в Оксфорде, Национальная художественная галерея в Вашингтоне, — и это не полный список. 

Больше всего работ (50, из которых 40 — Рафаэля) из Уффици, в тесном сотрудничестве с которой готовилась выставка под кураторством Маттео Лафранкони, директора Скудерие дель Квиринале, и Марции Фаетти. Однако не успела выставка открыться, как уже разразился скандал. Научный комитет Галереи Уффици, в тесном сотрудничестве с которой готовилась римская выставка, коллективно подал в отставку в знак протеста против решения руководства музея одолжить в числе официально заявленных для отправки в Рим шедевров Рафаэля и портрет Льва X, несмотря на рекомендацию комитета не транспортировать картину. Параллельно работал и научный совет из ведущих мировых экспертов, таких как Николас Пенни, бывший директор лондонской Национальной галереи, Барбара Ятта, директор Музеев Ватикана, Доминик Корделье (Лувр), Аким Ньянн (Альбертина). По словам Айке Шмидта, директора Галереи Уффици, в результате кропотливой исследовательской работы и получилась выставка, которая предлагает «новое, более глубокое видение творчества Рафаэля, и особенно периода, когда художник работал в Риме». 

Из самой Уффици в Рим прибыли, в частности, «Автопортрет», написанный Рафаэлем в 20-летнем возрасте, парные портреты Аньоло Дони и Маддалены Строцци, «Мадонна со щеглом», «Донна Велата», «Мадонна Грандука». 

Из других хитов на выставке — «Форнарина» из Музея старого искусства в Риме, «Мадонна Альба» из Национальной галереи в Вашингтоне, луврские «Автопортрет с другом» и «Портрет Бальдассаре Кастильоне», «Святая Цецилия» из Национальной пинакотеки Болоньи, «Мадонна делла Роза» из Прадо. Мадонн в экспозиции больше всего, что неудивительно: Рафаэль писал их всю жизнь. Много в экспозиции и его рисунков. Никто из итальянских художников рубежа XV–XVI столетий не рисовал так много, как Рафаэль. Конкурировать с ним может разве что Леонардо.

Осенью год Рафаэля завершит Национальная галерея в Лондоне, где к десяти работам мастера из ее коллекции присоединится основной состав римской выставки и другие шедевры Рафаэля, например «Святое семейство» из Государственного Эрмитажа, «Мадонна Эстерхази» из Музея изобразительных искусств в Будапеште.  

Скудерие дель Квиринале
Рафаэль
5 марта – 2 июня

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+