Черно-белая метафизика Александра Слюсарева

№81, март 2020
№81
Материал из газеты

Выставка выдающегося фотографа открывается в рамках Фотобиеннале-2020 в Мультимедиа Арт Музее, Москва

Александр Слюсарев. «Весна». 1972. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва. Фото: MAMM
Александр Слюсарев. «Весна». 1972. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Фото: MAMM

Фотобиеннале в этом году, как всегда, представляет целую россыпь отличных выставок, перечень и даты проведения которых можно найти в программе музея на его сайте. Среди блокбастеров — и ретроспектива классика отечественной фотографии Александра Слюсарева (1944–2010). С усами, как у Тараса Бульбы, и неизменной сигаретой в руке, при жизни Сан Саныч был милейшим человеком, душой компании. Он посещал все вернисажи, мог поддержать любой разговор (еще бы! переводчик-синхронист с итальянского по первой профессии). Если восхищался, то искренне, а спорил беззлобно. К нему привыкли как к явлениям природы. И вдруг в 2010-м (ему было всего 65!) Сан Саныча не стало. И это был шок. Возможно, из-за его совершенно небогемной внешности или 100%-ного, без капли снобизма дружелюбия, но при жизни Слюсарева мы вряд ли осознавали, каким замечательным фотографом он был. А если осознавали, то не успели в полной мере отдать ему должное. Десять последних лет ушло на то, чтобы расставить все точки над i. 

Александр Слюсарев. «Автопортрет». 1980-е. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва. Фото: MAMM
Александр Слюсарев. «Автопортрет». 1980-е. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Фото: MAMM

Сегодня имя Слюсарева сопровождается эпитетами не иначе как «выдающийся»: его считают одним из создателей «метафизической фотографии» и усматривают его влияние на все изобразительное искусство 1970–1980-х. Сейчас выставки Слюсарева идут почти в режиме нон-стоп. Работает и его сайт sliussarev.ru.

Александр Слюсарев. «Без названия». Москва, 1966. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва. Фото: MAMM
Александр Слюсарев. «Без названия». Москва, 1966. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Фото: MAMM

В эпоху цифровой фотографии все снятое на пленку, тем более ч/б, и без последующей хитрой обработки кажется волшебством. Слюсарев снимал набело, без post production. Он обладал даром видеть в банальном многозначительные символы, фиксировал поток жизни так, что его карточки становились знаками вечности. Причем это была не только интуиция, но и глазомер, воспитанный искусством. Есть даже исследование, где композиции Слюсарева сравниваются с работами Малевича, Клюна, Мондриана. Между ними действительно много перекличек, хотя исходный материал, из которого фотограф и художники создавали свое искусство, совершенно разный. Ретроспектива Александра Слюсарева в рамках Фотобиеннале-2020 позволит нам еще раз в полной мере оценить дзеновскую простоту и безмятежность его работ.  

Мультимедиа Арт Музей, 
Фотобиеннале-2020
Александр Слюсарев. Геометрия света

5 марта – 17 апреля

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+