Национальный музей современного искусства в Афинах наконец открылся

После неоднократного переноса открытия институция приняла первых посетителей в обновленном пространстве в бывшей пивоварне Fix

Национальный музей современного искусства в Афинах. Фото: Mathias Voelzke
Национальный музей современного искусства в Афинах.
Фото: Mathias Voelzke

На днях, несмотря на значительные задержки и спустя более 20 лет после основания, Национальный музей современного искусства (EMST) наконец-то принял первых посетителей в обновленном пространстве в бывшей пивоварне Fix в Афинах. До конца марта музей будет работать в тестовом режиме с бесплатным входом.

В постоянной экспозиции представлено 172 произведения греческих и зарубежных художников из коллекции музея, в которую входит около 1,3 тыс. работ. Выставку открывает инсталляция Моны Хатум Fix It, сделанная из старого оборудования и инструментов, которые использовались в пивоварне, и отсылающая к промышленному прошлому здания. Не менее символична инсталляция Кенделла Гирса «Возвращение Акрополя (режиссерская версия)» (2004) из свитых в колонны мотков колючей проволоки, напоминающая зрителям об опасностях в современном обществе.

В следующих залах работы таких греческих художников 1960–1970-х годов, как Хронис Ботсоглу, Никос Кессанлис, Димостенис Коккинидис, скульптор Теодорос, многие из которых обращались в своем творчестве к общественно-политическим проблемам, представлены бок о бок с произведениями их зарубежных коллег, высказывающихся о современных политических реалиях. В числе последних — расшитая палатка Эмили Ясир «Мемориал 418 палестинским деревням, разрушенным, истребленным и захваченным Израилем в 1948 году» и фильм арт-дуэта Джоаны Хаджитомас и Халиля Жорейжа «В ожидании варваров».

Кенделл Гирс. «Возвращение Акрополя (режиссерская версия)». 2004. Фото: Katerina Paraskeva
Кенделл Гирс. «Возвращение Акрополя (режиссерская версия)». 2004.
Фото: Katerina Paraskeva

В диалог о духовности с посетителями музея вступают три работы: минималистическая неоновая конструкции Стивена Антонакоса, инсталляция без названия Янниса Кунеллиса из пересекающихся стальных балок, охраняющих «алтарь» из мешков угля, а также видео Кутлуга Атамана «99 имен» с молящимся мужчиной, изображение которого транслируется на пяти экранах.

Произведения на третьем этаже посвящены границам — как физическим, так и общественным. Здесь посетителей ждут видео Гэри Хилла Wall Piece, зеркальная инсталляция Лукаса Самараса Hebraic Embrace и поэтическая работа Атанасиоса Аргианаса «Длина пряди твоих волос, размаха твоих рук, раскрытие». В числе других экспонатов — картины Педру Кабриты Рейша акрилом по стеклу «Черный монохром», а также произведения Костаса Варотсоса, Михалиса Катзуракиса, Пантелиса Ксагорариса, Йоргоса Лазонгаса, Янниса Михаса и Рены Папаспиру.

На четвертом этаже расположились интроспективные работы, посвященные поиску собственного «я». Посетители двигаются от призрачной «Сильвии Плат: пропавший дневник» Нины Папаконстантину, гармонично соседствующей с «Дремотой» Жанин Антони, в которой художница выткала диаграмму собственного сна, к застывшим рельефам «Кикладских книг» Хрисы и элегантным «Столикам» Никоса Алексиу.

Эмили Ясир. «Мемориал 418 палестинским деревням, разрушенным, истребленным и захваченным Израилем в 1948 году». 2001. Фото: Eva Liapi
Эмили Ясир. «Мемориал 418 палестинским деревням, разрушенным, истребленным и захваченным Израилем в 1948 году». 2001.
Фото: Eva Liapi

Хотя экспозиционная программа еще находится в стадии разработки, временные выставки в зале Project Room уже почти готовы. В числе экспонатов — антиутопия Ларисы Сансур In vitro («В пробирке»), впервые представленная в 2019 году в павильоне Дании на 58-й Венецианской биеннале. Эта двухканальная инсталляция на арабском языке посвящена темам памяти и изгнания, которые раскрываются в диалоге двух женщин-ученых, встретившихся в подземном бункере в разрушенном Вифлееме.

Торжественное открытие Национального музея современного искусства с участием премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса состоится в апреле, тогда же объявят о выставочных планах и новом директоре. Предполагается, что он будет руководить институцией в ближайшие два года. Параллельно в ходе международного конкурса выберут другого (или того же, если его кандидатура устроит специальное жюри) специалиста на эту должность.

На данный момент правительство Греции уже потратило на музей €40 млн; еще €3 млн перед открытием выделил Фонд Ставроса Ниархоса.

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
4
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+