18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Национальный музей современного искусства в Афинах наконец открылся

После неоднократного переноса открытия институция приняла первых посетителей в обновленном пространстве в бывшей пивоварне Fix

Национальный музей современного искусства в Афинах. Фото: Mathias Voelzke
Национальный музей современного искусства в Афинах.
Фото: Mathias Voelzke

На днях, несмотря на значительные задержки и спустя более 20 лет после основания, Национальный музей современного искусства (EMST) наконец-то принял первых посетителей в обновленном пространстве в бывшей пивоварне Fix в Афинах. До конца марта музей будет работать в тестовом режиме с бесплатным входом.

В постоянной экспозиции представлено 172 произведения греческих и зарубежных художников из коллекции музея, в которую входит около 1,3 тыс. работ. Выставку открывает инсталляция Моны Хатум Fix It, сделанная из старого оборудования и инструментов, которые использовались в пивоварне, и отсылающая к промышленному прошлому здания. Не менее символична инсталляция Кенделла Гирса «Возвращение Акрополя (режиссерская версия)» (2004) из свитых в колонны мотков колючей проволоки, напоминающая зрителям об опасностях в современном обществе.

В следующих залах работы таких греческих художников 1960–1970-х годов, как Хронис Ботсоглу, Никос Кессанлис, Димостенис Коккинидис, скульптор Теодорос, многие из которых обращались в своем творчестве к общественно-политическим проблемам, представлены бок о бок с произведениями их зарубежных коллег, высказывающихся о современных политических реалиях. В числе последних — расшитая палатка Эмили Ясир «Мемориал 418 палестинским деревням, разрушенным, истребленным и захваченным Израилем в 1948 году» и фильм арт-дуэта Джоаны Хаджитомас и Халиля Жорейжа «В ожидании варваров».

Кенделл Гирс. «Возвращение Акрополя (режиссерская версия)». 2004. Фото: Katerina Paraskeva
Кенделл Гирс. «Возвращение Акрополя (режиссерская версия)». 2004.
Фото: Katerina Paraskeva

В диалог о духовности с посетителями музея вступают три работы: минималистическая неоновая конструкции Стивена Антонакоса, инсталляция без названия Янниса Кунеллиса из пересекающихся стальных балок, охраняющих «алтарь» из мешков угля, а также видео Кутлуга Атамана «99 имен» с молящимся мужчиной, изображение которого транслируется на пяти экранах.

Произведения на третьем этаже посвящены границам — как физическим, так и общественным. Здесь посетителей ждут видео Гэри Хилла Wall Piece, зеркальная инсталляция Лукаса Самараса Hebraic Embrace и поэтическая работа Атанасиоса Аргианаса «Длина пряди твоих волос, размаха твоих рук, раскрытие». В числе других экспонатов — картины Педру Кабриты Рейша акрилом по стеклу «Черный монохром», а также произведения Костаса Варотсоса, Михалиса Катзуракиса, Пантелиса Ксагорариса, Йоргоса Лазонгаса, Янниса Михаса и Рены Папаспиру.

На четвертом этаже расположились интроспективные работы, посвященные поиску собственного «я». Посетители двигаются от призрачной «Сильвии Плат: пропавший дневник» Нины Папаконстантину, гармонично соседствующей с «Дремотой» Жанин Антони, в которой художница выткала диаграмму собственного сна, к застывшим рельефам «Кикладских книг» Хрисы и элегантным «Столикам» Никоса Алексиу.

Эмили Ясир. «Мемориал 418 палестинским деревням, разрушенным, истребленным и захваченным Израилем в 1948 году». 2001. Фото: Eva Liapi
Эмили Ясир. «Мемориал 418 палестинским деревням, разрушенным, истребленным и захваченным Израилем в 1948 году». 2001.
Фото: Eva Liapi

Хотя экспозиционная программа еще находится в стадии разработки, временные выставки в зале Project Room уже почти готовы. В числе экспонатов — антиутопия Ларисы Сансур In vitro («В пробирке»), впервые представленная в 2019 году в павильоне Дании на 58-й Венецианской биеннале. Эта двухканальная инсталляция на арабском языке посвящена темам памяти и изгнания, которые раскрываются в диалоге двух женщин-ученых, встретившихся в подземном бункере в разрушенном Вифлееме.

Торжественное открытие Национального музея современного искусства с участием премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса состоится в апреле, тогда же объявят о выставочных планах и новом директоре. Предполагается, что он будет руководить институцией в ближайшие два года. Параллельно в ходе международного конкурса выберут другого (или того же, если его кандидатура устроит специальное жюри) специалиста на эту должность.

На данный момент правительство Греции уже потратило на музей €40 млн; еще €3 млн перед открытием выделил Фонд Ставроса Ниархоса.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+