18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Стали известны подробности XVII Архитектурной биеннале в Венеции

Биеннале «предлагает альтернативы», «бросает вызов бездействию», «черпает силы из бездонного колодца оптимизма». В общем, если вы еще не выбрали тренинг личностного роста на лето, лучше купить билет в Венецию

Atelier RITA.  «Проект приюта для беженцев и цыган в Иври-сюр-Сен». Франция, 2017. Фото: Courtesy David Boureau
Atelier RITA.  «Проект приюта для беженцев и цыган в Иври-сюр-Сен». Франция, 2017.
Фото: Courtesy David Boureau

Тему грядущей биеннале «Как мы будем жить вместе?» придумал куратор Хашим Саркис (р. 1967) — американский архитектор ливанского происхождения, профессор, основатель Школы архитектуры и городского планирования. Тема хороша своей универсальностью: она актуальна и вне времени и затрагивает (по крайней мере в интерпретации автора) все стороны человеческой жизни. «Нам нужен новый общественный договор, — объясняет Саркис. — Политические разногласия растут, социальное расслоение и экономическое неравенство увеличиваются, климат меняется — как со всем этим жить?» Архитектор становится ключевой фигурой на переговорах о новом консенсусе. В этом году зодчим рекомендовали набирать в команды людей разных профессий: художников, строителей, ремесленников, политиков, журналистов, социологов. Еще одна характерная черта XVII Архитектурной биеннале — ставка на молодежь. Кому, как не молодым, разрушать стереотипы и бросаться в бой сломя голову!

Архитектурный смотр разворачивается в 63 национальных павильонах в Джардини и по всему городу, основной проект показывают в Арсенале, задействован также Форт Маргера, крепость XIX века в Местре. Помимо этого, тематические инсталляции появятся в центре Венеции. На биеннале зарегистрированы 114 участников из 46 стран, впервые приезжают представители Гренады, Ирака и Узбекистана. Также будет представлена внеконкурсная программа — выставки-исследования, подготовленные университетами разных стран.

SOM. «Лунная деревня, Восхождение Земли».  2020. Фото: Courtesy SOM / Slashcube GmbH
SOM. «Лунная деревня, Восхождение Земли».  2020.
Фото: Courtesy SOM / Slashcube GmbH

Главная выставка объединяет пять глобальных векторов-тем. О трех первых расскажут в Арсенале и еще о двух — в Центральном павильоне в Джардини. Проекты варьируются от аналитических до концептуальных, от узкопрофессиональных до таких, которые затрагивают все человечество. Перефразируя легендарного итальянского дизайнера Этторе Соттсасса, который говорил, что архитектор должен заниматься всем, from city to the spoon («от города до чайной ложки»), можно сказать, что XVII Венецианская архитектурная биеннале займется жизнью от космоса до муравья.

Первый ее тематический вектор — «Среди разнообразных существ» (Among Diverse Beings). Здесь участники порассуждают об изменениях концепций тела, проектировании новых тел, совместной жизни с другими существами, воспитании эмпатии. Второй вектор — «Новые домохозяйства» (As a New Households). Тут в фокусе новая демографическая ситуация и новые виды жилищ, «совместное проживание врозь». Третья тема — «Формирующиеся сообщества» (As Emerging Communities): как архитектура может помочь новым общественным группам — от активных горожан, бесчисленных туристов в Венеции до помещенных в специальные лагеря беженцев.

Olalekan Jeyifous and Mpho Matsipa.  «Размытые географии, размытые границы». 2020. Фото: Courtesy Olalekan Jeyifou
Olalekan Jeyifous and Mpho Matsipa.  «Размытые географии, размытые границы». 2020.
Фото: Courtesy Olalekan Jeyifou

Четвертый вектор — «Через границы» (Across Borders) — о преодолении различий между городом и деревней, между крупными центрами и провинцией, а также о защите заповедников: Амазонии, Северного и Южного полюсов, Индо-Тихоокеанского региона. Пятая тема — «Как одна планета» (As One Planet) — футуризм и визионерство: объединение наций, глобальная кооперация ради сохранения климата, единое интернет-пространство Земли, совместная экспансия в космос.

Помимо этого, на территории Форта Маргера будут представлены проекты, посвященные детям: пять архитекторов и один фотограф готовят экспозицию «Как мы будем играть вместе?».

В Арсенале Музей Виктории и Альберта представит выставку «Архитектура британских мечетей». Речь не только о специальных зданиях, построенных для молитв, но и о приспособленных под эти цели случайных постройках: о протестантской часовне, из которой вначале сделали синагогу, а потом мечеть, о пабе, о частном террасном доме. Автор проекта — архитектор Шахед Салим.

TUMO. Центр креативных технологий TUMO. Париж. 2018. Фото: © Forum des Image
TUMO. Центр креативных технологий TUMO. Париж. 2018.
Фото: © Forum des Image

Все уик-энды будут отданы под образовательные программы, круглые столы и дискуссионные клубы. В октябре — ноябре пройдет ряд дискуссий на ключевые архитектурные темы: изменение климата, создание общественных пространств в городах, новые методы реконструкции исторических зданий, современные варианты co-living, архитектурное образование.

Уже в одиннадцатый раз биеннале предлагает специальную программу посещения художественным и архитектурным вузам. Группа из плюс-минус 50 человек может приехать на биеннале на три дня — и не только смотреть, но и бесплатно проводить семинары на разных площадках. За последние два года образовательные программы архитектурной (2018) и художественной (2019) биеннале привлекли в общей сложности 114672 участника.

Rural Urban Framework.  «Истории из подземного дома». 2020. Фото: Rural Urban Framework
Rural Urban Framework.  «Истории из подземного дома». 2020.
Фото: Rural Urban Framework

В российском павильоне в Венеции представят не объекты, а процесс работы, и каждый посетитель сможет в этом процессе принять участие — так воплотили главную тему биеннале «Как мы будем жить вместе?» комиссар павильона, директор фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика и куратор проекта Ипполито Пестеллини Лапарелли. Конкретно за архитектуру отвечают выпускница МАРШ Александра Ковалева и ее партнер Кей Сато из русско-японского бюро KASA. Они будут работать вместе с Ксенией Ворониной, Марией Пшеничниковой, Харукой Седзи и Йосихиро Фукусимой. Программу нового русского кино, которое будут показывать в саду за павильоном, составляет сооснователь и продюсер Московского международного фестиваля экспериментального кино (MIEFF) Владимир Надеин. Композитор Владимир Раннев придумает проекту музыкальный образ.

XVII Архитектурная биеннале будет открыта для публики с субботы 23 мая (в этот же день наградят победителей) по воскресенье 29 ноября 2020 года. Ее организатор — La Biennale di Venezia под руководством Роберто Чикутто, недавно сменившего на этом посту Паоло Баратту.

Материалы по теме:
Не архитектурой единой
Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
4
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
5
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
6
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
В «Паркинг Галерее» уже можно посмотреть работы выпускников художественных вузов Москвы на выставке «Выпуск ’23»
12.09.2023
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
7
Сергей Александров: «Моя коллекция основана на неосмысленных порывах»
В Московском музее современного искусства открылась выставка из собрания Сергея Александрова. Коллекционер и эксперт рассказал The Art Newspaper Russia об особенностях собирательства, Римме Заневской, рисунках Древина и записной книжке Краснопевцева
07.09.2023
Сергей Александров: «Моя коллекция основана на неосмысленных порывах»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+