18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Альтернативные арт-площадки Петербурга

Современное искусство Северной столицы далеко не ограничивается тем, что показывают музеи и галереи. Свой обзор для Russian Art Focus сделал канадский филолог, поклонник города Джош Надьё

Санкт-Петербург дает плодотворную почву для творческой деятельности. Стоимость жизни здесь ниже, чем в Москве, что делает город более привлекательным для студентов и начинающих художников. В центре очень высока концентрация творческих личностей и площадок, а кроме того, здесь царит гораздо более некоммерческий дух, чем в деловых районах Москвы. Сочетание этих факторов способствовало возникновению целого ряда коливингов, в которых художники не только собираются и общаются, но и живут и творят. Среди этих своеобразных коммун есть как широко известные, как и андеграундные, но всех их объединяет стремление сочетать жизнь и искусство.


«Пушкинская, 10»

Пожалуй, самая успешная из художественных коммун города — «Пушкинская-10», получившая название по своему адресу на Пушкинской улице. Она была создана в начале 1990-х в заброшенном доме группами художников-нонконформистов, объединившихся в «Товарищество экспериментального изобразительного искусства». В период, последовавший за падением Советского Союза, художники использовали помещения не только для жизни, но и для работы, организовав здесь галереи и мастерские, а также устраивая экспозиции, часть которых затем показывали в Европе и США. С этим адресом так или иначе связаны имена самых известных художников Петербурга от Боба Кошелохова до группы «Митьки».

Арт-центр посещали многие культовые рок-музыканты позднесоветского периода, в том числе Борис Гребенщиков из «Аквариума» и Вячеслав Бутусов из «Наутилуса Помпилиуса». На сегодняшний день коммуна выросла в целый комплекс, включающий 15 галерей, 38 мастерских, концертный зал, два ночных клуба, детский театр и Музей нонконформистского искусства. Некоторые художники превратили свои мастерские в мемориальные музеи, как, например, Музей канцелярской кнопки фотографа и скульптора Андрея Чежина.


Художественная коммуна на проспекте Непокоренных

Если «Пушкинская-10» находится в самом сердце Петербурга и продолжает проводить мероприятия, привлекающие все более широкую публику, то художественная коммуна на проспекте Непокоренных в северной части города держится в стороне от царящей в центре суеты. Ее основали художники Анастасия Шавлохова, Иван Плющ и Илья Гапонов. Все трое — выпускники Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А.Л.Штиглица, где они изучали классическую живопись. Расположенные на последнем этаже бывшего ракетного завода, мастерские «Непокоренных» отвечают вкусам нового поколения художников. Основатели «Непокоренных» объединились в конце прошлого десятилетия и отремонтировали заброшенное пространство, оборудовав здесь десять мастерских, а затем и галерею. Открытие площадки, состоявшееся, когда многим членам группы было от 25 до 30 с небольшим лет, внесло свежую струю в ландшафт андеграундных коммун города.


Коммуны в районе Коломна (Адмиралтейский район)

В последние пять лет в городе появилось сразу несколько новых коливингов и коммун, значительная часть которых расположена в историческом районе под названием Коломна. Многие из них не только предлагают галерейное пространство, но и стараются проводить мероприятия, объединяющие художников, активистов и ученых.

Арт-пространство «Триглинки» располагается на границе Коломны прямо рядом с Мариинским театром. Его основал музыкант, художник и коллажист Руслан Ларочкин в 2015 году. Главная задача пространства — обеспечивать площадку как для постоянных, так и для приезжающих на короткое время художников, многие из которых перед отъездом оставляют на его стенах свои произведения. «Триглинки» объединяют искусство и активизм. Все живущие здесь члены сообщества придерживаются вегетарианства и проводят мероприятия, посвященные ответственному потреблению, правам животных и другим близким темам. Кроме того, они приглашают к себе творческих личностей, работающих в самых разных дисциплинах: от поэтов и бардов до начинающих диджеев и рэперов.

Основатели коллектива «4413» куратор Мария Дмитриева и куратор и художник Ваня Шатравин-Достов тоже остановили свой выбор на Коломне. Самопровозглашенная «лаборатория альтернативного дискурса и межвидового родства» открылась только в мае 2019 года, но уже успела оставить заметный след на андеграундной сцене Санкт-Петербурга.

Художники из «4413» отремонтировали полуразрушенное здание в эстетике, резко контрастирующей с ухоженным лоском комплекса на острове Новая Голландия, расположенного через дорогу. Реставрация Новой Голландии велась при финансовой поддержке Романа Абрамовича с целью привлечь как местных жителей, так и туристов. Однако некоторые представители культурного андеграунда воспринимают хипстерскую достопримечательность как инородное городу вторжение. Многие художественные сообщества района, и в том числе «4413», стараются популяризовать альтернативное видение, основанное на принципе «сделай сам». Впечатляющий список проведенных группой за полгода мероприятий, в числе которых выставки, круглые столы, театральные представления и первая в городе квир-биеннале, доказывает, что входящие в нее художники уверенно двигаются к поставленной цели, не только создавая искусство, но и предоставляя площадку для многоликой социальной и художественной сцены Санкт-Петербурга.

Некоторые из этих пространств работают автономно, другие сотрудничают с многочисленными городскими институциями. Несомненно одно: из поколения в поколение Санкт-Петербург порождает все новые волны энергичных художников, стремящихся перевернуть наши представления о том, что значит жить, творить и представлять искусство в XXI веке.

Впервые текст был опубликован в Russian Art Focus № 15.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+