18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В мемориальной квартире Пушкина нашли уникальный пейзаж

№80
Материал из газеты

Пейзаж неизвестного художника из Мемориального музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12 атрибутировали кисти голландского художника Геррита Маса, работы которого являются мировой редкостью

Скромный пейзаж в итальянском стиле неизвестного художника многие десятилетия украшал стену гостиной в Мемориальном музее-квартире А.С.Пушкина. И только проведенные в ходе недавней реставрации дополнительные исследования показали, что музей владеет редчайшей работой голландского мастера XVII–XVIII веков Геррита Маса, которая происходит из коллекции князя Семена Абамелек-Лазарева. До этого открытия в мире было известно всего о двух работах художника, дошедших до наших дней.

«Эта картина давно не давала покоя. С одной стороны, как будто безупречный итальянский пейзаж, с другой — на заднем плане отчетливо видна островерхая протестантская кирха, невозможная в католической Италии. И непонятный стаффаж: парочками изображены фигурки людей, чья одежда, скорее, напоминает одежду жителей Северной Европы», — рассказала нашей газете Галина Седова, заведующая музеем-квартирой.

Пейзаж, поступивший сюда в 1924 году из особняка князя Абамелек-Лазарева на Мойке, 21, находился в гостиной пушкинской квартиры с 1937 года и всегда считался работой неизвестного художника. Хотя на камнях в углу картины просматривалась монограмма, из-за толстого слоя старого лака она почти не читалась. Зато была видна дата — 1706.

В конце 2019 года в доске, на которой написан пейзаж, появилась небольшая трещина. Предмет отправили на реставрацию. Специалисты установили, что трещины в доске нет. Оказалось, что деревянное полотно состоит из двух подогнанных друг к другу досок и они слегка разошлись. Дерево укрепили, потом освежили старый лак — изображение стало более отчетливым и легко читаемым, что позволило детально рассмотреть монограмму. По словам Галины Седовой, она увидела удвоенное «а», что означало, скорее всего, голландскую фамилию, и в конце концов прочитала что-то вроде “Maasi”. В словаре Тиме — Беккера, крупнейшей биографической энциклопедии по искусству конца XIX — начала XX века, нашлось имя художника Геррита Маса (1661–1746) из Роттердама.

Седова написала письмо в Нидерландский институт истории искусств (RKD). На него откликнулась куратор отдела старых голландских и фламандских мастеров Эллис Дюлларт. Завязалась переписка, в ходе которой специалисты из Амстердама и Петербурга обменялись изображениями и разного рода информацией. Нидерландские ученые рассказали, что до письма из Петербурга считалось, что в мире существует только две картины этого, на их взгляд, загадочного художника. Одна из них была продана в 2001 году на лондонском аукционе Sotheby’s, вторая — в 2012-м в Мюнхене аукционным домом Ketterer Kunst. В Эрмитаже есть пейзаж, на котором стоит имя Питера Маса, специалисты считают, что они были братьями с Герритом.

«Мы тщательно еще раз изучили нашу картину и все материалы, присланные из Голландии, — рассказала Галина Седова. — Все совпало! Оказалось, что монограмма с нашей работы идентична монограммам на уже атрибутированных работах. Специалисты из Нидерландов подтвердили убедительное сходство по стилю, композиции. Стало понятно: перед нами не романтический пейзаж, а так называемый сочиненный пейзаж, с театральной кулисной схемой построения композиции, со стилизованными руинами. Но населен он жителями Голландии, отсюда и стаффаж — приземистые фигурки в теплой зимней одежде на фоне томной итальянской природы».

Информация о пейзаже уже размещена в базе RKD, а также на сайте этого крупнейшего научно-исследовательского центра по изучению искусства Нидерландов. По мнению западных искусствоведов, сенсационная находка в музее на Мойке окажет неоценимую помощь при изучении работ старых мастеров в музейных и частных собраниях. И теперь весь мир узнает, что работы Геррита Маса живут не только в Лондоне и Мюнхене, но и в Петербурге.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+