18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

С полнейшим почтением к кодексу

№80
Материал из газеты

Реставрация средневековой рукописи, сборника норм городского права северогерманского города Любека, продолжалась три года

В Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР) завершена трехлетняя работа над средневековой рукописью, представляющей собой сборник норм городского права Любека. В XII–XIII веках нормы и правила этого северогерманского города использовались еще в сотне торговых городов балтийского побережья; к концу Средневековья любекское право постепенно слилось с гамбургским. Тексты любекского права известны и изучены, однако найти один из кодексов, да еще такой роскошный, в музее города Юрьевца Ивановской области было неожиданностью. 

В 2016 году в листах, которые в 1970-х передал туда некий даритель, уникальную рукопись узнали профессор кафедры германской и кельтской филологии МГУ им. Ломоносова Наталия Ганина и ведущий научный сотрудник ГосНИИРа Инна Мокрецова. Это оказался известный исследователям XIX века, но позже считавшийся утерянным список, изготовленный по распоряжению члена городского совета Любека, а позже его бургомистра, торговца тканями Альбрехта фон Бардевика. Особенность манускрипта, созданного в 1294 году, — изысканные буквицы и орнаменты на каждой странице, сделанные в синих и красных тонах с обильной позолотой.

Рукопись была передана в ГосНИИР для изготовления переплета, но специалисты решили провести ее полную реставрацию и консервацию. «Особенность нашего подхода, — объясняет Елена Фролова, завотделом научной реставрации рукописей и графики, — в том, что мы делаем классическую реставрацию, поэтому мы не могли оставить эти листы деформированными и с утратами». 

Удивительно видеть этот юридический по смыслу документ, украшенный с таким качеством. В нем 99 листов, есть несколько поздних добавлений (интересно, что вставные записи тщательно пришиты нитками — точно так же делают современные юристы). Среди 260 инициалов ни один не повторяется. «Чем старше вещь и чем она качественнее, тем приятнее с ней работать, — говорит Елена Фролова, занимавшаяся укреплением красочного слоя первых, наиболее поврежденных, 16 листов. — То, что делалось на века, лучше поддается консервации и реставрации. Это благодарная вещь. С сиюминутными предметами ХХ века сложнее. Пергамент вообще материал крепкий, особенно в рукописях. Кодексы в переплетах и блоках сохраняются хорошо. Повреждения обычно касаются миниатюр».

Так было и с Кодексом Бардевика. Листы первых нескольких тетрадок были деформированы, из-за этого начались осыпи и отслоения красочного слоя.  Нужно было крайне осторожно выровнять основу. Это делалось методом «отдаленного увлажнения с последующим прессованием в сукнах». Между увлажненной фильтровальной бумагой и листом пергамента прокладывают слои сухой бумаги и нетканого материала, так что прямого контакта с водой или водяным паром нет. После увлажнения лист помещается под пресс (сквозь мягкое сукно), или же на деформированное место кладут отдельный грузик. И так с каждым листом. «Это долгий, многократный процесс. Чтобы каждая складочка распрямлялась очень медленно, нельзя допустить насилия над пергаментом. Главная сложность здесь — в постоянном напряжении, — признается Елена Фролова, которая работает реставратором с 1994 года. — Как отреагирует материал, как поведет себя красочный слой — полностью никогда нельзя предсказать, как бы тщательно все ни было исследовано. У меня каждый раз есть этот страх — пока не закончу».

Никаких тонировок при реставрации рукописных памятников не делается. Разрывы в пергаменте были зашиты ниткой еще восемь столетий назад; нитки решили не восстанавливать, а утраты — зафиксировать специальной длинноволокнистой бумагой. Реставраторы располагают современным пергаментом, однако есть опасность, что он начнет вести себя не так, как старый, а вот бумага абсолютно нейтральна и обратима. Были ослаблены следы общего загрязнения (у листов, которые часто листают, заметно пачкается правый угол). Для рукописи сделали новый переплет и уже вернули в музей. Однако исследовательская работа не прекращена: сов­местно с немецкими учеными готовится издание многотомного факсимиле.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+