18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Инвентаризация красок на карте будней

№80
Материал из газеты

Вышла в свет Энциклопедия российского уличного искусства. О первом опыте максимального учета произведений и предельно широкого охвата авторов рассказали соосновательницы объединения «Артмоссфера» Юлия Василенко и Сабина Чагина

Издания, посвященные отечественному стрит-арту, появляются все чаще — упомянем хотя бы двухтомный фотоальбом «Части стен» или недавнюю книгу Алисы Савицкой и Артема Филатова «Краткая история нижегородского уличного искусства». Но до сих пор никто не брался за формат энциклопедии. Теперь такой проект наконец реализован. Во вступительном слове к изданию основательницы творческого объединения «Артмоссфера» рассказали, что ими двигало и как собирался материал для статей энциклопедии. Приводим этот текст с некоторыми сокращениями.
«Если кратко, мы низовая инициатива, творческое объединение, состоящее из двух человек и небольшой команды единомышленников, которые когда-то „на кухне“ придумали и учредили единственную в мире биеннале, представляющую уличных художников в формате большой международной выставки. Биеннале состоялась в Москве в 2014, 2016 и 2018 годах.

Энциклопедия не могла появиться без всей предшествующей работы творческого объединения „Арт­моссфера“, одной из немногих российских культурных институций, сосредоточенных на уличном искусстве. Ведь именно во время работы над выставками, граффити-джемами, муралами и паблик-арт-проектами мы глубоко и на собственном опыте изучили тему, аккумулировали внутри объединения большое количество знаний и информации о российской сцене уличного искусства, сформулировали ее ключевые тенденции, описали процессы и собрали биографии ее знаковых представителей.
Потребность обобщить уникальный материал и поделиться им с другими назрела давно — не хватало лишь толчка. Им послужила встреча с нашими давними партнерами — благотворительным фондом „ОМК-Участие“, для которого уличное искусство является средством развития территории, а именно города Выкса в Нижегородской области, где много лет проводится фестиваль „Арт-овраг“. Оказавшись на внутренней стратегической сессии, мы предложили фонду издать книгу об уличном искусстве, в которую войдет в том числе коллекция муралов, созданных в Выксе с участием „Артмоссферы“ и без него. Благодаря нашим парт­нерам из проектной группы „8 линий“, кураторам фестиваля „Арт-овраг“, мы смогли стать составителями и разработчиками энциклопедии как фундаментального издания, аналогов которому нет сегодня в русскоязычном пространстве.

Понимая всю сложность процесса и ограниченность ресурсов нашей команды, мы долго сомневались, но в то же время и четко осознавали, что если энциклопедию не выпустим мы, то в ближайшее время этого не сделает никто. До опыта энциклопедии мы выпускали в основном каталоги — здесь же нам предстояла принципиально иная работа. Чем больше вопросов мы себе задавали, тем больше понимали, что не справимся с этой работой в одиночку. Так появилась наша редколлегия — с первой встречи в библиотеке, что символично, до чата, который не умолкает уже два года. Именно столько времени ушло у команды на сбор текстового и визуального контента, написание текстов, отбор фотографий, факт-чекинг и редактирование материала, который лег в основу издания.

Совместно мы придумали структуру, разработали разделы и сузили наш фокус до трех основных: хронологии ключевых событий, повлиявших на развитие уличного искусства в России, глоссария основных терминов и главного формообразующего раздела энциклопедии — биографических статей о художниках и командах. Нами велась работа над еще одним разделом — интервью с ключевыми участниками сцены, которые мы приберегли для будущих переизданий, поскольку были ограничены в объеме. Глоссарий, содержащий актуальную терминологию уличного искусства, был разработан Институтом исследования стрит-арта, который незадолго до этого провел в Санкт-Петербурге симпозиум по терминологии уличного искусства.

Все шло планомерно и понятно, пока мы не начали работу над биографическим разделом. Дело в том, что текстов об уличной сцене, зародившейся в 1990–2000-е, нет ни в интернете, ни в архивах об искусстве, ни в других открытых источниках. Источником информации об уличных художниках в русско­язычном пространстве зачастую служит сам сайт „Арт­моссферы“, что иллюстрирует аналитика нашего сайта с запросами на страницы с биографиями художников. Кроме того, в Сети успела осесть информация о художниках из пресс-материалов объединения, сгенерированная нами и прошедшая медиатизацию в СМИ. Таким источником также служат статьи и интервью о проектах „Артмоссферы“, инициированные нами самими. Тем не менее этого было недостаточно, на месте андерграундной сцены уличного искусства зиял большой пробел.

озникла необходимость самостоятельного сбора информации о почти двух сотнях фигурантов биографического раздела. 
Вместе с редактором биографического раздела Мартой Пакните мы проанализировали, какая информация должна входить в биографические справки, чтобы у читателя возникло цельное представление о художнике и чтобы тексты было не скучно читать, разработали анкету и „гайды“, регламентирующие формат текстов. Эти опросники наши волонтеры беспрестанно рассылали по художникам, но именно здесь мы столкнулись с разочарованием: на половину писем никто не отвечал, кто-то отвечал невнятно или заполнял анкеты лишь частично. Ряд художников вставлял в анкеты биографии, которые мы же и написали о них для других проектов, а кое-кто просто присылал аудиорассказ о себе в WhatsApp (художники не любят писать тексты, на связь выходят не всегда оперативно). 

Тем временем стартовала работа по написанию биографических статей, которая требовала бесперебойной поставки текстового и фотоматериала. Здесь мы столкнулись со сложным выбором. Мы собирали материал буквально по крупицам, что может быть заметно по неполноте некоторых статей. Некоторых художников мы просто не смогли включить в энциклопедию — они или не выходили с нами на связь, или отказывались от участия. Это отнюдь не значит, что мы не ценим их вклад в развитие или трансформацию уличной культуры. Надеемся, после выхода книги они (и другие художники, не вошедшие в первое издание) откликнутся, и мы расскажем о них в переиздании». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+