18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Античную скульптуру освободят из княжеской темницы

№80
Материал из газеты

Итоги 40-летней борьбы между итальянскими властями и семьей Торлония подведет крупная выставка в 2020 году

Долгое и ожесточенное противостояние между итальянским правительством и знатным римским аристократом, великим князем Алессандро Торлония, скончавшимся два года назад в возрасте 92 лет, подошло к концу. В честь примирения наследников и государства 96 статуй из семейной коллекции Торлония будут представлены публике. А всего в коллекции 620 древнеримских, древнегреческих и этрусских скульптур и саркофагов. Почти полвека они пылились в темном подвале. Выставка в Капитолийских музеях откроется 3 апреля и продлится до 15 января следующего года.

Война семейства Торлония с властями началась в 1970-х годах, когда князь закрыл частный музей в своем дворце на Виа-делла-Лунгара, в который и так было крайне трудно попасть. Вскоре, выдав себя за мусорщика, искусствовед Рануччо Бандинелли разговорился со швейцаром палаццо, и тот поведал, что князь без разрешения властей совершил во дворце перепланировку, превратив его в 93 гостиничных мини-апартамента, а коллекцию скульптуры спрятал в подвале. Разразился скандал. В 2003 году правительство Италии попыталось сначала купить, а затем конфисковать собрание.

Скульптуры, принадлежащие семье, но фактически не подлежащие продаже, поскольку были задекларированы государством в 1910 году, решили передать в фонд, который возглавил внук князя, Алессандро Пома Муриальдо. В течение следующих десяти лет государство и фонд найдут подходящее здание для музея семейства Торлония. Министр культуры Дарио Франческини обратился к крупным зарубежным музеям с просьбой приютить выставку после закрытия. Чтобы подчеркнуть важность этого показа последней из величайших частных коллекций античных древностей, во вводном зале соберут самые ранние древнеримские экспонаты — бронзовые скульптуры, переданные Италии в 1471 году папой Сикстом IV. Среди них — знаменитые «Капитолийская волчица» и «Мальчик, вытаскивающий занозу».

Куратор готовящейся экспозиции — Сальваторе Сеттис, известный искусствовед и бывший руководитель Центра Гетти. Именно он организовал новаторскую выставку копий античных скульптур, которой открылся Фонд Prada в 2015 году. Сеттис объясняет, что в Капитолийских музеях будет показана не просто коллекция семейства Торлония — она поглотила более ранние частные собрания, существовавшие начиная с XV века. 

Заинтересовать публику, как правило не очень хорошо разбирающуюся в античной культуре, поможет архитектор Дэвид Чипперфилд, придумавший для выставки пять сюжетов-разделов. Первый повествует о Музее Торлония, который был открыт для дворян с 1874 года до конца 1940-х. Здесь будет представлено около 20 прекрасно сохранившихся мужских и женских бюстов. Второй раздел посвящен экспонатам, обнаруженным во время раскопок в огромных владениях семьи Торлония. В третий раздел войдут скульп­туры из двух коллекций XVIII века — Альбани и Кавачеппи. Первые были аристократами, вторые — искусными реставраторами, умевшими соединять фрагменты разрушенных временем скульптур так, что они выглядели как новые. Чтобы показать, сколько это требовало труда, Сеттис включил в экспозицию статую, отреставрированную в мастерской Джованни Лоренцо Бернини, где видно, что конечности и торс высечены из разных видов мрамора. Сейчас консервация считается неотъемлемой частью истории любого произведения, но до недавнего времени музеи отказывались от восстановления, заполняя ящики своих хранилищ конечностями, пенисами и носами барочных и неоклассических статуй. Четвертый раздел будущей выставки посвящен прекрасному мрамору из собрания Винченцо Джустиниани, одного из величайших коллекционеров и знатоков начала XVII века, а пятый — коллекциям XV–XVI веков и возрождению интереса к античности.

«Мы пытались размещать скульптуры таким образом, чтобы даже у тех, кто не получил классического образования, возникали вопросы», — говорит Сеттис. Например, группа сатиров, приглашающая на танец молоденькую девушку, в свете новой волны феминизма и движения #MeToo явно вызовет горячий отклик у аудитории. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+