Умер художник Валерий Айзенберг

В Тель-Авиве в возрасте 72 лет ушел из жизни Валерий Айзенберг. В 2005 году он представлял Россию на Венецианской биеннале вместе с организованной им группой Escape

Валерий Айзенберг. Фото: Владимир Крейнин / facebook.com/vkreini
Валерий Айзенберг.
Фото: Владимир Крейнин / facebook.com/vkreini

Российский павильон в Венеции в 2005 году был одним из самых экспериментальных в новейшей истории. Двое кураторов, которых уже давно нет с нами, — Любовь Сапрыкина, соосновательница ГЦСИ в Нижнем Новгороде, и московский культуртрегер Ольга Лопухова, — пригласили тогда к участию не самых очевидных героев. Группа «Провмыза» из Нижнего сочинила необычную инсталляцию «Безумный ветер» — деревянный коридор, исполнявший роль аэродинамической трубы, а в нижнем этаже показывалось лаконичное видео «Слишком долго, чтобы убежать» группы Escape. Одетые в красные комбинезоны члены группы двигались по заснеженному полю навстречу зрителям со скоростью, которую диктовали сами же зрители, вернее, их счетчик в дверях. Чем больше людей и внимания, тем быстрее двигались художники.

Идея интерактивности и взаимодействия двигала и самим Валерием Айзенбергом, всегда откликавшимся на новые идеи и собиравшим вокруг себя единомышленников и оппонентов.

Валерий Айзенберг. Кадр из видео «Глаз». 2007. Фото: Собственность автора / ММСИ
Валерий Айзенберг. Кадр из видео «Глаз». 2007.
Фото: Собственность автора / ММСИ

Инженер из Харькова приехал в Москву за художественной карьерой в середине 1980-х и на волне перестройки из живописца-экспрессиониста легко перековался в перформансиста. Многим запомнился его марафон из 16 выставок подряд, в котором главное было — скорость и движение. Член вольного объединения «Эрмитаж», прообраза будущих арт-институций, Айзенберг спустя некоторое время пришел к идее организовать свою собственную институцию. В мастерской, которую он делил с Натальей Турновой, появился не то клуб, не то галерея — одним словом, то, что по-английски называется artist-run space, «пространство художников», где проходили выставки и акции. Текучий жанр получил авторское название «программа Escape», а вскоре так стали называть и группу, ядро которой, помимо самого Валерия Айзенберга, составили его более юные коллеги Антон Литвин, Лиза Морозова, Богдан Мамонов, позже Викентий Нилин и Константин Аджер. В этом, конечно, был вызов — против монополизации искусства галеристами, кураторами и арт-критиками, перенос акцента на художника как движущую силу искусства. Даже название программы — Escape — подразумевало уход, буквально побег от стандартов к личному высказыванию отдельного автора. Деятельность группы удостоилась премии «Черный квадрат» от ведущих арт-критиков на ярмарке «Арт Москва-2003».

Валерий Айзенберг. Zima. Фрагмент. 1989. Фото: Собственность автора / ММСИ
Валерий Айзенберг. Zima. Фрагмент. 1989.
Фото: Собственность автора / ММСИ

Программа прекратила свою деятельность в 2011 году, возможно, по одной причине: ее автор не любил задерживаться на достигнутом. Постоянно перемещаясь между Москвой, Тель-Авивом и Нью-Йорком, Айзенберг продолжал делать видео и видеоперформансы, не забывая про живопись. В последние годы он стал известен и как писатель. В издательстве ОГИ вышли два его романа с авторскими иллюстрациями — «Запах» и «Квартирант», который в 2014 году был номинирован на премию «НОС». В 2017 году в Московском музее современного искусства прошла большая ретроспектива Айзенберга, приуроченная к 70-летию художника. Тем, кто знал Айзенберга лично, даже не пришло бы в голову воспринимать его как убеленного сединами патриарха — с его энергией, порой резкостью и категоричностью в суждениях, с неожиданными поворотами в творчестве и биографии. Всего этого нам будет не хватать.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+