18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Арт-районы множатся с небывалой скоростью

Искусство расширяет свои границы — но к чему это приведет? Строятся арт-кварталы с целью стимуляции экономики, но рискуют стать зонами отчуждения, если их не интегрировать в городской пейзаж.

В течение следующих десяти лет на создание арт-районов планируется потратить около $250 млрд — рекордную сумму за всю новейшую историю. Строятся они с целью стимулировать местную экономику, хотя не очень понятно, кто от этого выигрывает. «Это данность, нравится нам или нет; мы не в силах противостоять, поэтому надо понять, как извлечь из этого пользу», — считает Адриан Эллис, основатель AEA Consulting и директор организации Global Cultural Districts Network, организованной для обмена мнениями и опытом между участниками и менеджерами подобных проектов. Концепция «культурных районов» очень быстро прижилась в США. Сегодня в там около 500 арт-площадок.

Роль частных инвестиций

Среди самых масштабных проектов — арт-район в центре нью-йоркского Бруклина, который обойдется инвесторам в $100 млн, и развитие Далласского района искусств, где в целях улучшения «экономической и культурной жизни округа», говорится на его сайте, объединятся предприниматели и руководство музеев.

Во главу угла здесь ставятся прежде всего коммерческие интересы. С тех пор как в 2003 году был основан Центр скульптуры Nasher, миллионы долларов из частных фондов были потрачены на строительство в Далласе. Девять зданий спроектированы или перестроены известными архитекторами Норманом Фостером и Ремом Колхасом, причем только одно из них, Далласский концертный зал, финансировалось исключительно из городской казны. Хотя за последние три десятилетия на проект был выделен $1 млрд государственных средств, «определяющую роль сыграли частные инвестиции», признается Екатерина Куэльяр, исполнительный директор Далласского района искусств.

В июне в городе проводился саммит «Новые города», на котором собрались деятели культуры и политики из США, ОАЭ и КНР. В Китае за последние два года «появлялось до 400 новых музеев в год», по словам Джеффри Джонсона, основателя и директора центра China Megacities Lab в Колумбийском университете Нью-Йорка. В Объединенных Арабских Эмиратах полным ходом идет строительство филиалов Лувра и Музея Гуггенхайма на острове Саадият, общая стоимость проекта оценивается в $27 млрд. Между подходами к культурным районам в США и в странах с развивающейся экономикой есть ряд существенных различий, обусловленных в основном политическими системами. Например, Китай, Катар и ОАЭ не слишком стремятся к демократии; в докладе, опубликованном Economist Intelligence Unit в 2012 году, все три государства были причислены к «авторитарным режимам». Так, в Китае инициатива создания культурных районов зачастую принадлежит местным политикам, которые таким образом пытаются выслужиться, говорит Джонсон, ведь «они не избираются народом, поэтому не несут ответственности перед электоратом».

Одним из главных сходств — и причин неудач — многих культурных районов является то, что они часто расположены на самых окраинах, далеко от центра города. Например, в США это Хьюстон и Форт-Уэрт в Техасе, где крупные музеи в целом изолированы от широкой публики. В Китае с 2000-х годов началось развитие 798 Art Zone в Пекине — района, где расположено множество дизайнерских магазинчиков и галерей, но, так как он находится на окраине города, постоянных жителей там почти нет, говорит художник Хуан Жуй.

Культурные центры, а не гетто

Арт-районы рискуют стать зонами отчуждения, если не будут интегрированы в городской пейзаж. «Они должны стать для общества территорией, где творится культура», — считает Джейми Беннетт, исполнительный директор ArtPlace. Идеальный культурный район — это «место, где главенствуют демократические принципы, социальное и этническое разнообразие», добавляет Адриан Эллис.

Сотрудничество играет важную роль, особенно если в основе проекта лежат коммерческие или политические интересы.

Один из вариантов — переселить художников в «арт-кварталы», где они смогли бы творить и сразу продавать свои работы. В Далласе, например, этим летом стартовал проект Flora Lofts (Лофты Флоры) — доступное жилье для художников. Это на сегодняшний день одна из ключевых стратегий, уверен Рассел Уиллис Тейлор, президент National Arts Strategies. «Художники и другие творческие люди должны быть вовлечены в процесс с самого  начала», — говорит он.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
6
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
7
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+