18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Арт-районы множатся с небывалой скоростью

Искусство расширяет свои границы — но к чему это приведет? Строятся арт-кварталы с целью стимуляции экономики, но рискуют стать зонами отчуждения, если их не интегрировать в городской пейзаж.

В течение следующих десяти лет на создание арт-районов планируется потратить около $250 млрд — рекордную сумму за всю новейшую историю. Строятся они с целью стимулировать местную экономику, хотя не очень понятно, кто от этого выигрывает. «Это данность, нравится нам или нет; мы не в силах противостоять, поэтому надо понять, как извлечь из этого пользу», — считает Адриан Эллис, основатель AEA Consulting и директор организации Global Cultural Districts Network, организованной для обмена мнениями и опытом между участниками и менеджерами подобных проектов. Концепция «культурных районов» очень быстро прижилась в США. Сегодня в там около 500 арт-площадок.

Роль частных инвестиций

Среди самых масштабных проектов — арт-район в центре нью-йоркского Бруклина, который обойдется инвесторам в $100 млн, и развитие Далласского района искусств, где в целях улучшения «экономической и культурной жизни округа», говорится на его сайте, объединятся предприниматели и руководство музеев.

Во главу угла здесь ставятся прежде всего коммерческие интересы. С тех пор как в 2003 году был основан Центр скульптуры Nasher, миллионы долларов из частных фондов были потрачены на строительство в Далласе. Девять зданий спроектированы или перестроены известными архитекторами Норманом Фостером и Ремом Колхасом, причем только одно из них, Далласский концертный зал, финансировалось исключительно из городской казны. Хотя за последние три десятилетия на проект был выделен $1 млрд государственных средств, «определяющую роль сыграли частные инвестиции», признается Екатерина Куэльяр, исполнительный директор Далласского района искусств.

В июне в городе проводился саммит «Новые города», на котором собрались деятели культуры и политики из США, ОАЭ и КНР. В Китае за последние два года «появлялось до 400 новых музеев в год», по словам Джеффри Джонсона, основателя и директора центра China Megacities Lab в Колумбийском университете Нью-Йорка. В Объединенных Арабских Эмиратах полным ходом идет строительство филиалов Лувра и Музея Гуггенхайма на острове Саадият, общая стоимость проекта оценивается в $27 млрд. Между подходами к культурным районам в США и в странах с развивающейся экономикой есть ряд существенных различий, обусловленных в основном политическими системами. Например, Китай, Катар и ОАЭ не слишком стремятся к демократии; в докладе, опубликованном Economist Intelligence Unit в 2012 году, все три государства были причислены к «авторитарным режимам». Так, в Китае инициатива создания культурных районов зачастую принадлежит местным политикам, которые таким образом пытаются выслужиться, говорит Джонсон, ведь «они не избираются народом, поэтому не несут ответственности перед электоратом».

Одним из главных сходств — и причин неудач — многих культурных районов является то, что они часто расположены на самых окраинах, далеко от центра города. Например, в США это Хьюстон и Форт-Уэрт в Техасе, где крупные музеи в целом изолированы от широкой публики. В Китае с 2000-х годов началось развитие 798 Art Zone в Пекине — района, где расположено множество дизайнерских магазинчиков и галерей, но, так как он находится на окраине города, постоянных жителей там почти нет, говорит художник Хуан Жуй.

Культурные центры, а не гетто

Арт-районы рискуют стать зонами отчуждения, если не будут интегрированы в городской пейзаж. «Они должны стать для общества территорией, где творится культура», — считает Джейми Беннетт, исполнительный директор ArtPlace. Идеальный культурный район — это «место, где главенствуют демократические принципы, социальное и этническое разнообразие», добавляет Адриан Эллис.

Сотрудничество играет важную роль, особенно если в основе проекта лежат коммерческие или политические интересы.

Один из вариантов — переселить художников в «арт-кварталы», где они смогли бы творить и сразу продавать свои работы. В Далласе, например, этим летом стартовал проект Flora Lofts (Лофты Флоры) — доступное жилье для художников. Это на сегодняшний день одна из ключевых стратегий, уверен Рассел Уиллис Тейлор, президент National Arts Strategies. «Художники и другие творческие люди должны быть вовлечены в процесс с самого  начала», — говорит он.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+