Еврейский музей вспоминает «(Не)время для любви»

№80, февраль 2020
№80
Материал из газеты

На выставке объединились личные впечатления свидетелей холокоста, сегодняшних зрителей и художников, среди которых звезды современного мирового искусства

Мош Каши. «Фиолетовый лес». 2014. Холст, масло. Фото: Галерея Dvir, Тель-Авив
Мош Каши. «Фиолетовый лес». 2014. Холст, масло.
Фото: Галерея Dvir, Тель-Авив

Основа выставки — лите­ратурная, это тексты, днев­ники и мемуары, написан­ные бывшими узниками концлагерей, еврейскими подпольщиками, их деть­ми и внуками. В эпоху со­циальных сетей с ее вни­манием к личным впечат­лениям и повседневным деталям они воспринима­ются более чем актуально. «В рамках этого проекта Еврейский музей отказыва­ется от фото­ и кинохроник холокоста, приемов театра­лизации памяти», — гово­рят кураторы.

Эмоциональный контакт должен рождаться на инди­видуальном, человеческом уровне, ведь все собранные тексты — это истории люб­ви и заботы. Им вторит ви­зуальный ряд — графика бывших узников концла­герей и работы классиков, таких как француз Кристиан Болтански, поляк Мирослав Балка, израильские худож­ницы Сигалит Ландау и Михаль Ровнер. Учитывая ми­ровой статус этих худож­ников, впечатление от ра­бот у зрителя будет не ме­нее острым, чем от доку­ментальных кадров.

Отец Кристиана Болтан­ски, одесский еврей, эми­грировавший во Францию, во время оккупации год прятался от нацистов в подвале собственного до­ма, сам художник родился в 1944 году. Инсталляция Болтански из поношенной одежды, в 2010 году запол­нившая парижский Гран­-пале, была настолько угне­тающей, что не все зрите­ли могли долго находиться в ее пространстве. Миро­слав Балка родился в 1958 году, источник его работ — воспоминания семьи и кол­лективная память поляков. В бывшем концлагере Бже­зинка он снял несколько видео с нежным названием «Бэмби», где олени подходят к ограде из колючей прово­локи и пруду, куда высыпа­ли пепел заключенных.

Мирослав Балка. «Без названия». 1990. Дерево, сталь, бетон. Фото: Галерея Dvir, Тель-Авив
Мирослав Балка. «Без названия». 1990. Дерево, сталь, бетон.
Фото: Галерея Dvir, Тель-Авив

Многие видео его ровесницы Михаль Ровнер не связаны напрямую с холо­костом, но используют мо­тив больших человеческих масс, тысячи беспорядоч­но передвигающихся кро­хотных фигурок, сегодня заставляющих задумать­ся о проблемах миграции и связанных с нею не толь­ко угрозах, но и страданиях.

Сигалит Ландау известна своими соляными скуль­птурами, которые она соз­дает, окуная разные пред­меты в Мертвое море. В 2011 году на Венецианской би­еннале в павильоне Изра­иля она показывала видео, в котором покрытые солью ботинки, растворяя лед, погружаются в замерзшее озеро в польском Гданьске (или немецком Данциге, спор за который стал пово­дом к началу Второй миро­вой войны).

Еврейский музей и центр толерантности
(Не)время для любви
До 15 мая

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+