Еврейский музей вспоминает «(Не)время для любви»

№80, февраль 2020
№80
Материал из газеты

На выставке объединились личные впечатления свидетелей холокоста, сегодняшних зрителей и художников, среди которых звезды современного мирового искусства

Мош Каши. «Фиолетовый лес». 2014. Холст, масло. Фото: Галерея Dvir, Тель-Авив
Мош Каши. «Фиолетовый лес». 2014. Холст, масло.
Фото: Галерея Dvir, Тель-Авив

Основа выставки — лите­ратурная, это тексты, днев­ники и мемуары, написан­ные бывшими узниками концлагерей, еврейскими подпольщиками, их деть­ми и внуками. В эпоху со­циальных сетей с ее вни­манием к личным впечат­лениям и повседневным деталям они воспринима­ются более чем актуально. «В рамках этого проекта Еврейский музей отказыва­ется от фото­ и кинохроник холокоста, приемов театра­лизации памяти», — гово­рят кураторы.

Эмоциональный контакт должен рождаться на инди­видуальном, человеческом уровне, ведь все собранные тексты — это истории люб­ви и заботы. Им вторит ви­зуальный ряд — графика бывших узников концла­герей и работы классиков, таких как француз Кристиан Болтански, поляк Мирослав Балка, израильские худож­ницы Сигалит Ландау и Михаль Ровнер. Учитывая ми­ровой статус этих худож­ников, впечатление от ра­бот у зрителя будет не ме­нее острым, чем от доку­ментальных кадров.

Отец Кристиана Болтан­ски, одесский еврей, эми­грировавший во Францию, во время оккупации год прятался от нацистов в подвале собственного до­ма, сам художник родился в 1944 году. Инсталляция Болтански из поношенной одежды, в 2010 году запол­нившая парижский Гран­-пале, была настолько угне­тающей, что не все зрите­ли могли долго находиться в ее пространстве. Миро­слав Балка родился в 1958 году, источник его работ — воспоминания семьи и кол­лективная память поляков. В бывшем концлагере Бже­зинка он снял несколько видео с нежным названием «Бэмби», где олени подходят к ограде из колючей прово­локи и пруду, куда высыпа­ли пепел заключенных.

Мирослав Балка. «Без названия». 1990. Дерево, сталь, бетон. Фото: Галерея Dvir, Тель-Авив
Мирослав Балка. «Без названия». 1990. Дерево, сталь, бетон.
Фото: Галерея Dvir, Тель-Авив

Многие видео его ровесницы Михаль Ровнер не связаны напрямую с холо­костом, но используют мо­тив больших человеческих масс, тысячи беспорядоч­но передвигающихся кро­хотных фигурок, сегодня заставляющих задумать­ся о проблемах миграции и связанных с нею не толь­ко угрозах, но и страданиях.

Сигалит Ландау известна своими соляными скуль­птурами, которые она соз­дает, окуная разные пред­меты в Мертвое море. В 2011 году на Венецианской би­еннале в павильоне Изра­иля она показывала видео, в котором покрытые солью ботинки, растворяя лед, погружаются в замерзшее озеро в польском Гданьске (или немецком Данциге, спор за который стал пово­дом к началу Второй миро­вой войны).

Еврейский музей и центр толерантности
(Не)время для любви
До 15 мая

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+