Реконструкция главного здания Пушкинского завершится в 2023 году

№80, февраль 2020
№80
Материал из газеты

Пушкинский музей через пару лет обещают закрыть на реконструкцию. Официальная дата завершения строительства в главном здании — 2023 год

Проект реконструкции главного здания ГМИИ им. Пушкина (в разрезе). Фото: Меганом/ГМИИ им. А. С. Пушкина
Проект реконструкции главного здания ГМИИ им. Пушкина (в разрезе).
Фото: Меганом/ГМИИ им. А. С. Пушкина

Осенью прошлого года Государственный музей изобрази­тельных искусств им. А.С.Пуш­кина показал журналистам подземную часть своего будущего депозитария, которая заглублена в землю на 16 м. Общая площадь депозитария составит около 20 тыс. кв. м — 3 этажа под землей и 5 на поверхности. После того как это сооружение, строительство надземной части которого еще не началось, будет завершено — а планируется это на 2021 год, — жизнь Пушкинского изменится в корне. В 2022 году в новый Депозитарно-реставрационный и выставочный центр (ДРВЦ) начнут переезжать фонды хранений, научные отделы и мастерские, пока разбросанные по разным зданиям. Кроме того, в новые хранилища временно переместят и всю движимую постоянную экспозицию из главного здания (для крупногабаритных экспонатов, не подлежащих транспортировке, будут выстроены защитные конструкции на местах). После чего в опустевшем доме искусств начнется реконструкция — ее старт намечен на 2022 год.

Как рассказывает директор музея Марина Лошак, реконструкция, помимо прочего, позволит решить многие проблемы, связанные с комфортом посетителей. В архитектурном бюро «Меганом», которое занимается возведением ДРВЦ и других «подземелий» под музейным кварталом, нам поведали о том, что именно суждено пережить дворцу, возведенному в 1912 году по проекту Романа Клейна. По словам руководителя бюро Юрия Григоряна, здание находится в очень хорошем состоянии: строили его на совесть, с применением лучших материалов и технологий своего времени. Один из немногих элементов, которые можно сегодня улучшить, — негерметичные оконные рамы, из-за которых в залах трудно поддерживать нужный климат. Пока идет поиск решений, как сохранить старинные авторские переплеты, сместив при этом «точку росы» для устранения конденсата на стеклах в холодное время года: вставив между рамами невидимое новое стекло или как-то иначе?

Аварийными являются конструкции стеклянных потолков-«фонарей», их опорных ферм (балок) и некоторых участков перекрытий — всему этому потребуется укрепление. Интерьеры модернизировать не будут, только приведут в порядок. Марина Лошак говорит, что сохранить атмосферу главного здания — важнейшая задача, а Григорян даже пошутил: «Если когда-то в детстве вы оставили тут где-то в уголке след ботинка и при каждом визите в музей проверяете, на месте ли он, то не волнуйтесь — вы найдете свою тайную метку и после нашей реконструкции».

Визуализация будущего пространства «Цистерны». Фото: Меганом/ГМИИ им. А. С. Пушкина
Визуализация будущего пространства «Цистерны».
Фото: Меганом/ГМИИ им. А. С. Пушкина

Экспозиция тем не менее будет модернизирована, ее проектом занимается архитектор Александр Бродский. Сюда частично вернутся слепки, гостившие в музее РГГУ и Галерее Зураба Церетели, а также ряд оригинальных объектов Древнего мира из запасников музея.

Зато ниже уровня земли развернутся колоссальные работы. Это подраздел общего плана по превращению музейного квартала ГМИИ в двухчастное пространство — надземное и подземное. Уже существует три подземных уровня депозитария, и в одном из них разместится открытое хранение, из которого, не выходя на улицу, посетители смогут попадать в подземную часть главного здания. Такие же переходы соединят главное здание с подземными этажами Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, а также еще не открытых Галереи импрессионистов и постимпрессионистов и Галереи старых мастеров. При этом, по словам Григоряна, все будет сделано настолько аккуратно и вдумчиво, что при желании можно будет не обращать никакого внимания на модернизацию и годами посещать музейный квартал, игнорируя его подземную часть.

Но вернемся к главному зданию и его нижним уровням. Во-первых, цокольный этаж, где сейчас расположены служебные помещения и фонды, избавится от этих функций и целиком будет посвящен интересам публики. Здесь устроят то, чего в сегодняшнем ГМИИ не хватает: огромные гардеробы, кафе, туалеты, магазины. И с нуля выкопают еще один этаж, в музее получивший прозвание «Цистерна» — в честь константинопольских подземных водохранилищ. Это будет громадное пространство — гигантский зал с колоннами. Здесь предполагается возможность выставить  экспонаты вдоль стен, однако ключевая функция «Цистерны» — соединять все подземные галереи квартала, быть местом схода и гуляний. В ней откроются кафе на 250 человек, лекторий на 350 мест, коворкинг и книжный магазин. Как уточняет сотрудник ГМИИ, руководитель отдела развития квартала Наталья Крутилина, зоны при необходимости можно будет объединять, и тогда «Цистерна» сможет вместить до 1,9 тыс. человек на массовом мероприятии или банкетный зал на 900 персон.

Изучение существующего фундамента главного здания уже проведено. Например, при обследовании оказалось, что пол Греческого дворика выстелен прямо по грунту, без фундаментной подложки, и этот пласт земли нужно будет сохранить. В основном фундамент у дворца искусств ленточный, однако выяснилось, что некоторые конструкции все-таки опираются на столбчатый фундамент. При переопирании здания на новый фундамент, выемке грунта и подведении нового фундамента все это будет учитываться. А поскольку метрополитен проходит совсем рядом, проблемам из-за этого соседства будет уделено особое внимание. Земляные работы начнутся с опытных участков для отработки технологии и прогнозирования возможных осложнений. 

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+