18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Les Lalanne: модный арт-дуэт и ажиотаж вокруг его наследия

№79
Материал из газеты

Дуэт супругов-художников Франсуа-Ксавье и Клод Лаланн прославился работами, вдохновленными животным и растительным миром. Торги Sotheby’s после смерти Клод взвинтили цены на Les Lalanne еще выше

Гигантские кочаны капусты на курьих ножках, столешницы в форме громадных листьев гинкго, скамейки-овцы. Работавшие в дуэте супруги Франсуа-Ксавье и Клод Лаланн умели смешивать флору и фауну, создавая изящные и при этом функциональные объекты, бросавшие вызов аскетичности минимализма, царившего в искусстве и дизайне середины ХХ века. Франсуа-Ксавье делал фигуры крупных животных, которые можно было использовать для хранения или сидения; в 1966 году «стадо» в 24 овцы из шерсти и бронзы стало его визитной карточкой. Клод придумывала причудливые соединения растений и животных, часто покрывая органическую материю медью, чтобы добиться естественности; в 1976 году Серж Генсбур использовал ее «Человека с головой-капустой» для оформления обложки своего альбома.

Несмотря на то что в основном супруги были сосредоточены на разных художественных сферах (Франсуа-Ксавье — на скульптуре, а Клод — на ювелирных изделиях, вдохновлявших таких дизайнеров, как Юбер де Живанши и Стелла Маккартни), нередко они создавали совместные работы под брендом Les Lalanne, и ими интересовались известные коллекционеры вроде Ива Сен-Лорана и Ротшильдов.

После смерти Клод в начале прошлого года (Франсуа-Ксавье скончался в 2008-м) 274 объекта из личной коллекции пары, причем 200 из них были созданы самим дуэтом Les Lalanne, выставили на торги Sotheby’s в Париже 23–24 октября. Суммарная выручка аукциона, на котором были проданы все лоты, составила €91,3 млн — в четыре раза больше предварительной оценки. Разумеется, цены на отдельные произведения тоже впечатляют. Тремя самыми дорогими работами Франсуа-Ксавье стали секретер «Носорог» (1991) за €5,4 млн, «Рыба с головой зайца» (2004) за €2,5 млн и бар Grand Mouflon de Pauline за €2,4 млн. Что касается произведений Клод Лаланн, то дороже всего ожидаемо ушла ее Choupatte (2012), кочан капусты на птичьих лапах, чья цена достигла €2,2 млн при эстимейте €150–200 тыс.

В последнее десятилетие спрос на работы четы Лаланн неуклонно растет. Столь притягательными произведения Лаланнов делает их причудливость, а предметами коллекционирования — выдающаяся способность художников сочетать современные технологии с традиционным ремесленничеством. 

Будущие супруги познакомились в Париже в 1952 году, когда Клод пришла на открытие выставки картин Франсуа-Ксавье. Они были связаны с нонконформистами, включая Джеймса Меткалфа, а также со многими сюрреалистами: Максом Эрнстом, Жаном Тэнгли, Ники де Сен-Фалль. Влияние сюрреализма заметно, в частности, в их причудливых скульптурах, как Choupatte и шкафы-гиппопотамы.

Цены

Первые торги, посвященные Les Lalanne, Sotheby’s провел в Париже в 2015 году. Более 60 лотов принесли суммарную выручку в €4,8 млн, сильно превысив эстимейты; самым дорогим стал Lapin de Victoire («Кролик победы») Клод, ушедший за €903 тыс. (с комиссией). Нынешний мировой аукционный рекорд принадлежит Les Autruches Bar — барной стойке «Страусы» (1967–1970) из коллекции Жака Гранжа, проданной в 2017 году за €6,2 млн (с комиссией) также на парижских торгах Sotheby’s. Единственный дизайнер, работы которого достигали на аукционах такого же ценового уровня, — Альберто Джакометти. 

Первым дилером Les La­lanne в 1970-е годы был Александр Иолас, известный прежде всего как эксклюзивный представитель в США крупнейших европейских сюрреалистов. Однако именно лондонец Бен Браун, ставший представителем дуэта в 2004 году, сформировал для них обширную базу коллекционеров. Браун отмечает, что цены на произведения Les Lalanne «медленно, но уверенно» растут начиная с 1990-х.

С тех пор как ими занялся Браун, цены увеличились «приблизительно на 1000%», утверждает дилер, называя в качестве поворотной точки распродажу коллекции Ива Сен-Лорана, проведенную Christie’s в 2009 году. Цены на знаковые работы вроде маленькой Choupatte либо стула с крокодилом от Клод или какой-нибудь из овец (Mouton) Франсуа-Ксавье могут варьироваться от $300 тыс. до $1 млн. «В общем-то, чтобы получить нынешнюю цену, нужно просто добавить нолик к цене на любую из их работ в период, когда я начал заниматься ими», — говорит Браун. 

Действительно, на ярмарке Design Miami в июне 2019 года, через два месяца после кончины Клод, Galerie Mitterrand распродала практически все экспонаты, и суммарная выручка составила более $1 млн.

Спрос

Если среди коллег-художников дуэт был известен с самого начала, то более широкая аудитория познакомилась с их творчеством после того, как они подружились с 25-летним Ивом Сен-Лораном, тогда только недавно покинувшим Dior, чтобы основать собственную марку, и получили два больших заказа для дома, который он делил со своим партнером Пьером Берже: сначала на скульптурный домашний бар из латуни и хрусталя от Франсуа-Ксавье (1964–1965), а десять лет спустя — на монументальный набор салонных зеркал от Клод. И бар, и зеркала были представлены на аукционе коллекции Сен-Лорана в 2009 году, проведенном Christie’s после его смерти. Оба лота в десять раз превысили эстимейт, что дало мощный толчок их рынку. 

Кроме того, кутюрье сотрудничал с Клод: в коллекции 1969 года Empreintes он использовал созданные ею металлические бюстье, отлитые по телу супермодели того времени Верушки.

Именно Браун познакомил Франсуа-Ксавье и Клод с нью-йоркским дилером Полом Касмином, в 2007 году ставшим американским представителем Les Lalanne. «Он создал их американский рынок», — уверена Эдит Дикконсон, директор галереи Kasmin. Параллельно с аукционом Сен-Лорана 2009 года галерея устроила в Нью-Йорке инсталляцию под открытым небом из скульптур Les Lalanne, выставленных по всей длине Парк-авеню; среди них были большое бронзовое яблоко Клод и последняя скульптура Франсуа-Ксавье Singe Avisé («Мудрая обезьяна»), сидящая обезьяна с задумчивым лицом.
Состоявшаяся в 2010 году в парижском Музее декоративных искусств выставка, за дизайн которой отвечал архитектор Питер Марино, большой поклонник их творчества, также оказала огромное влияние.

Коллекционеры

Произведения Les Lalanne находятся в коллекциях Музея дизайна Купера — Хьюитт в Нью-Йорке, Центра Помпиду и Музея естественной истории в Париже, Музея Бойманса — ван Бенингена в Роттердаме. На 2020 год запланирована выставка Лаланнов в Институте искусства Кларка в Уильямстауне в штате Массачусетс. 

Помимо Сен-Лорана, в число их главных коллекционеров входят дизайнеры Валентино, Марк Джейкобс, Том Форд и Карл Лагерфельд, по словам Брауна, «купивший множество картин Франсуа-Ксавье». В США одной из первых их работы начала собирать Джейн Хольцер, бывшая актриса и звезда Энди Уорхола. Среди их поклонников также французский магнат Франсуа-Анри Пино, главный исполнительный директор и председатель Kering и Christie’s.

В 2013 году Гетти открыл свою новую программу паблик-арта Getty Station на территории бывшей бензоколонки в Западном Челси выставкой Sheep Station. После нее спрос на овец Франсуа-Ксавье взмыл до небес. «Для коллекционеров они стали чем-то вроде первой дозы легкого наркотика, ведущей к наркомании. Теперь их коллекционируют все подряд», — говорит Дикконсон, отмечая, что именно новые коллекционеры — все без исключения из США — раскупили выставку, которую Касмин устроил в минувшем марте, незадолго до смерти Клод.

Подводные камни

Коллекционеры неустанно охотятся на овец Les Lalanne. «Сюрреалистические скульп­туры животных Франсуа-Ксавье — обезьян, носорогов, медведей, страусов, собак и кошек — в принципе пользуются спросом, в особенности те, что можно использовать как столы, лампы или барные стойки, — рассказывает глава отдела дизайна Sotheby’s Флоран Жаньяр. — То же самое относится к зеркалам, креслам, скамьям, табуреткам и кофейным столикам Клод». 

Разница в цене между более старыми и новыми вариантами одного и того же произведения сейчас невелика, «но мы посмотрим, что будет происходить по мере созревания рынка». Сообщений о подделках пока что крайне мало.
Октябрьские торги Sotheby’s вызвали возмущение во Франции. Высказывалось мнение, что личную коллекцию и дом Лаланнов следует превратить в музей или фонд. В ответ на критику Жаньяр напоминает, что у супругов остались четыре дочери, которым необходимо продать эти произведения, чтобы заплатить налоги на наследство. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
6
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
7
Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин
Музей русского импрессионизма, ранее находившийся под патронажем своего основателя Бориса Минца, объявил о смене партнера-попечителя. Новым попечителем станет предприниматель, акционер ГК ФСК Владимир Воронин
15.02.2024
Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+