18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что приготовила для коллекционеров ярмарка BRAFA

№79
Материал из газеты

BRAFA, одна из старейших европейских ярмарок искусства и антиквариата, пройдет в 65-й раз с 26 января по 2 февраля в Брюсселе. Ее главные качества — абсолютная надежность и широта взглядов. Состав участников по большей части неизменен, за качеством экспонатов следит комиссия из 100 экспертов, на стендах представлены все сферы коллекционирования — от археологии и драгоценностей до модернизма и актуального искусства. В нынешнем выпуске BRAFA участвуют 133 галереи из 14 стран, и второй год подряд среди них есть участник из России: московская галерея «Эритаж» представляет мебель и графику 1930-х годов. Место почетного гостя в этот раз займут благотворительная выставка и аукцион — в честь юбилейного выпуска на ярмарке покажут и продадут пять оригинальных фрагментов Берлинской стены

Реликварий африканского народа кота. 
Габон, начало ХХ в. 
Дерево, медь, латунь. 
Высота 58 см. 
Галерея Didier Claes

Моду на коллекционирование африканской и полинезийской скульптуры 100 лет назад задали модернисты: они находили в ней источник вдохновения и свежесть, не отягощенную академическими шаблонами. Рядом с работами Жоржа Брака, Анри Матисса, Пабло Пикассо эта скульп­тура и сейчас смотрится гармонично. Антропоморфная фигура относится к предметам заупокойного культа. Тело выполнено в виде ромба — он символизирует жизненный цикл и контакт между миром живых и миром мертвых. 


Ласло Мохой-Надь. «Композиция».
1922. Бумага, акварель, гуашь, 
тушь, коллаж. 54,5 х 43 см. Галерея Kálmán Makláry Fine Arts

Коллаж, некоторое время находившийся в личной коллекции Йоко Оно. Ласло Мохой-Надь — один из важнейших художников авангарда, конструктивист, повлиявший на развитие фотографии, кино и дизайна. Самоучка в живописи (он занялся ею в госпитале после ранения во время Первой мировой), а позже преподаватель Баухауса, он был увлечен синтезом разных медиа и новыми техническими возможностями, которые меняли взгляд на искусство и на всю среду обитания человека. После закрытия немецкой школы дизайна он переехал в Чикаго, где продолжил эксперименты во главе Нового Баухауса.


Питер Брейгель Старший. «Лень». Из серии «Семь смертных грехов».
Около 1558. Офорт. 29,1 x 23 см. 
CLAM, витрина Lex Antiqua

Лень — один из семи грехов, аллегорически изображенных Питером Брейгелем Старшим. Здесь и женщина, уснувшая на осле, и часы без стрелок, и назидательные надписи, сообщающие, что лень лишает человека силы духа. Гравюра, выставляемая Бельгийской профессиональной палатой в области старинных и современных изданий (CLAM), выполнена при жизни Брейгеля для крупнейшего издателя того времени Иеронима Кока. Важные детали для коллекционера: водяные знаки на бумаге помогут уточнить датировку гравюры; также обратите внимание на качество чернил и печати — оно заметно в передаче перспективы.


Дэвид Уэбб. Браслет с жирафами.
Вторая половина ХХ в. Золото, 
эмаль, бриллианты, рубины. 
Галерея Epoque Fine Jewels

Важная черта коллекционных драгоценностей — оригинальная идея. Дэвид Уэбб основал ювелирную марку в Нью-Йорке в 1948 году, но настоящая слава пришла к нему через десять лет, когда появился первый анималистический браслет. В последующие годы он создаст роскошный «зверинец» — с двойными головами жирафов, слонов, пантер, лягушек, зебр, украшенных эмалью с добавлением драгоценных камней. Смелость и ирония Уэбба станут ювелирным воплощением духа 1960‑х, а среди поклонников мастера окажутся Жаклин Кеннеди и голливудские звезды.


Рони Хорн. «Букет Стивенса».
1991. Алюминиевые блоки, пластик. 106,6 х 127 х 38 см. Галерея Simon Studer Art

Коллекционирование современного искусства невозможно без изучения контекста. Американская художница Рони Хорн создает концептуальные работы в разных техниках и часто вдохновляется литературой. Эта инсталляция из алюминиевых блоков и пластика посвящена американскому поэту ХХ века Уоллесу Стивенсу и иллюстрирует его стихотворение «Букет роз в солнечном свете». Работа существует в трех экземплярах, один из них находится в собрании нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА).


Навершие в форме головы лошади.
II–I вв. до н. э. Бронза, серебряные вставки. Высота 17 см. 
Галерея David Aaron

Раздел археологии включает древнеегипетские, античные и азиатские артефакты. Эта отлично сохранившаяся эллинистическая голова лошади, выполненная с большой долей реализма, служила украшением античной кушетки. Сложная отливка и серебряные вставки на глазах и в геометрическом орнаменте сбруи говорят о том, что это был роскошный предмет, использовавшийся во время празднеств.


Гобелен «Горизонталь». 
Обюсон, мастерская Табара, 1954. На основе акварели 
Василия Кандинского, 1939. Шерсть. 224 х 162,5 см. 
Королевская мануфактура Де Вит

Яркий пример того, как в середине ХХ века ткацкое ремесло возвращает себе передовые позиции, сотрудничая с современными художниками и используя в качестве рисунка модную абстракцию. Первые образцы были показаны на выставке «12 гобеленов» в парижской галерее Дениз Рене в 1952 году. Экспонаты были отобраны галеристкой вместе с художником Виктором Вазарели и владельцем мастерской в Обюсоне Франсуа Табаром на конкурсной основе. Следом жена Кандинского Нина передала несколько его работ Вазарели, который занимался изготовлением картонов, и в 1954-м прошла выставка «Четыре гобелена Кандинского». Там был и гобелен «Горизонталь», выполненный в четырех экземплярах в мастерской Табара.


Франс Снейдерс. «Натюрморт с лобстером, артишоками, спаржей и фруктами». 
Около 1630–1640. Дерево, масло. 78,5 х 85 см. 
Галерея Klaas Muller

Старые мастера — один из важных разделов BRAFA, где встречаются музейные имена и шедевры. Полотно Франса Снейдерса — из их числа. Любимец фламандских аристократов, друг Рубенса и ван Дейка, в XVII веке Снейдерс был главным мастером барочного натюрморта. Богатство цветов и фактур, избыточно пышная, но при этом тщательно выстроенная композиция — черты, за которые его любили современники.


Эдгар Дега. «Три танцовщицы».
Около 1898. Бумага, дублированная на картон, пастель, уголь. 52 х 43 см. Галерея Bailly

Довольно крупный рисунок, выполненный углем и пастелью, напоминает о знаменитых «Голубых танцовщицах» Эдгара Дега из Пушкинского музея: поза одной из балерин почти идентична, к тому же написаны они с разницей в год, и обе находились у знаменитого парижского маршана Поля Дюран-Рюэля, поддерживавшего импрессионистов. Еще один плюс к провенансу рисунка: сразу после смерти Дега он попал на распродажу в его мастерской и воспроизведен в каталоге. Для работ импрессионистов в таких деталях особая ценность.

Специальное предложение

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+