18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В мировой экономике намечается спад — но нас ждет новый поворот

№79
Материал из газеты

В условиях экономической и геополитической нестабильности появление новых частных музеев дает основания для оптимизма. Хотя у их владельцев уже есть коллекции, им придется продолжать покупать искусство

Перспективы развития мировой экономики ухудшаются под влиянием нескольких факторов, в числе которых торговая война между США и Китаем, волнения в Гонконге, кризис, связанный с выходом Великобритании из Европейского cоюза, и беспрецедентно низкие процентные ставки, негативно отражающиеся на состоянии рынка ценных бумаг. «Рецессия неизбежна, но когда она начнется? Через три месяца, через полгода или год? Этого я не знаю, но я точно знаю, что впервые в своей практике сталкиваюсь с подобной ситуацией», — сказал этим летом один опытный европейский специалист по управлению частным капиталом.

Цифры первого полугодия не дают оснований для оптимизма: по данным аналитической фирмы ArtTactic, общие результаты продаж Christie’s, Sotheby’s и Phillips снизились на 20,3%. Еще более резкий спад наблюдается на аукционах искусства Китая и других стран Азии, в первом квартале 2019 года сократившихся более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Сильнее всего пострадал верхний сегмент рынка: по данным Artnet, в первом полугодии продажи произведений стоимостью выше $10 млн снизились на 35%. Как и на других рынках, на рынке искусства ключевую роль играет уверенность. При малейшем намеке на замедление собственники произведений предпочитают отложить участие в торгах, что приводит к снижению объема продаж. Аукционов больших наследий уровня распродажи собрания Рокфеллеров в 2017 году пока что не ожидается. Руководство итальянского банка UniCredit намерено постепенно распродать через Christie’s часть корпоративной коллекции на общую сумму €50 млн, однако в рамках Frieze Week на торги аукционного дома было выставлено лишь 33 произведения, проданных на общую сумму £17 млн. Остальные работы из банковской коллекции планируется распродавать постепенно в течение ближайшего года.

Общий объем торгов будет меньше аналогичных минувшего года. Christie’s выручил на четырех октябрьских аукционах современного искусства в Лондоне £128,2 млн при прошлогоднем результате в £155,8 млн. Sotheby’s продал на общую сумму в £68,1 млн против £83,7 млн в 2018 году. И только у Phillips выручка растет: £35,6 млн против прошлогоднего результата — чуть больше £33 млн.

Несмотря на неблагоприятную обстановку, у нас есть основания для оптимизма. Появление многочисленных новых частных музеев, фондов, арт-пространств — как бы они ни назывались, — стало новой мощной силой на рынке. В сентябре норвежский коллекционер Кристен Свеас открыл неподалеку от Осло потрясающее экспозиционное пространство The Twist («Поворот»). В Риме в октябре, всего за несколько недель до смерти, коллекционер Овидио Якоросси успел открыть частное художественное пространство Musja. Лондонские коллекционеры Фатима и Эскандар Малеки скоро выставят свое собрание во Франции. Это лишь несколько примеров общемировой тенденции. Всем этим пространствам необходимы постоянные новые поступления, чтобы экспозиции не теряли актуальности и остроты.

Экономика США в хорошем состоянии — и Америка является самым большим в мире арт-рынком. Мегагалереи здесь продолжают расширяться, что, опять-таки, служит признаком уверенности в будущем. Набирает обороты и использование искусства для повышения ценности товаров класса люкс, от машин до элитной недвижимости. Арт-рынок может немного сократиться, но нет оснований ожидать, что он обвалится в обозримом будущем. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+