В мировой экономике намечается спад — но нас ждет новый поворот

№79, декабрь-январь 2019
№79
Материал из газеты

В условиях экономической и геополитической нестабильности появление новых частных музеев дает основания для оптимизма. Хотя у их владельцев уже есть коллекции, им придется продолжать покупать искусство

Дэн Таг. «Мы можем быть героями». 2016. Фотография. Фото: Courtesy of the artist and Samuel Owen Gallery
Дэн Таг. «Мы можем быть героями». 2016.
Фото: Фото: Courtesy of the artist and Samuel Owen Gallery

Перспективы развития мировой экономики ухудшаются под влиянием нескольких факторов, в числе которых торговая война между США и Китаем, волнения в Гонконге, кризис, связанный с выходом Великобритании из Европейского cоюза, и беспрецедентно низкие процентные ставки, негативно отражающиеся на состоянии рынка ценных бумаг. «Рецессия неизбежна, но когда она начнется? Через три месяца, через полгода или год? Этого я не знаю, но я точно знаю, что впервые в своей практике сталкиваюсь с подобной ситуацией», — сказал этим летом один опытный европейский специалист по управлению частным капиталом.

Цифры первого полугодия не дают оснований для оптимизма: по данным аналитической фирмы ArtTactic, общие результаты продаж Christie’s, Sotheby’s и Phillips снизились на 20,3%. Еще более резкий спад наблюдается на аукционах искусства Китая и других стран Азии, в первом квартале 2019 года сократившихся более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Сильнее всего пострадал верхний сегмент рынка: по данным Artnet, в первом полугодии продажи произведений стоимостью выше $10 млн снизились на 35%. Как и на других рынках, на рынке искусства ключевую роль играет уверенность. При малейшем намеке на замедление собственники произведений предпочитают отложить участие в торгах, что приводит к снижению объема продаж. Аукционов больших наследий уровня распродажи собрания Рокфеллеров в 2017 году пока что не ожидается. Руководство итальянского банка UniCredit намерено постепенно распродать через Christie’s часть корпоративной коллекции на общую сумму €50 млн, однако в рамках Frieze Week на торги аукционного дома было выставлено лишь 33 произведения, проданных на общую сумму £17 млн. Остальные работы из банковской коллекции планируется распродавать постепенно в течение ближайшего года.

Общий объем торгов будет меньше аналогичных минувшего года. Christie’s выручил на четырех октябрьских аукционах современного искусства в Лондоне £128,2 млн при прошлогоднем результате в £155,8 млн. Sotheby’s продал на общую сумму в £68,1 млн против £83,7 млн в 2018 году. И только у Phillips выручка растет: £35,6 млн против прошлогоднего результата — чуть больше £33 млн.

Несмотря на неблагоприятную обстановку, у нас есть основания для оптимизма. Появление многочисленных новых частных музеев, фондов, арт-пространств — как бы они ни назывались, — стало новой мощной силой на рынке. В сентябре норвежский коллекционер Кристен Свеас открыл неподалеку от Осло потрясающее экспозиционное пространство The Twist («Поворот»). В Риме в октябре, всего за несколько недель до смерти, коллекционер Овидио Якоросси успел открыть частное художественное пространство Musja. Лондонские коллекционеры Фатима и Эскандар Малеки скоро выставят свое собрание во Франции. Это лишь несколько примеров общемировой тенденции. Всем этим пространствам необходимы постоянные новые поступления, чтобы экспозиции не теряли актуальности и остроты.

Экономика США в хорошем состоянии — и Америка является самым большим в мире арт-рынком. Мегагалереи здесь продолжают расширяться, что, опять-таки, служит признаком уверенности в будущем. Набирает обороты и использование искусства для повышения ценности товаров класса люкс, от машин до элитной недвижимости. Арт-рынок может немного сократиться, но нет оснований ожидать, что он обвалится в обозримом будущем. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+