18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В мировой экономике намечается спад — но нас ждет новый поворот

№79, декабрь-январь 2019
№79
Материал из газеты

В условиях экономической и геополитической нестабильности появление новых частных музеев дает основания для оптимизма. Хотя у их владельцев уже есть коллекции, им придется продолжать покупать искусство

Дэн Таг. «Мы можем быть героями». 2016. Фотография. Фото: Courtesy of the artist and Samuel Owen Gallery
Дэн Таг. «Мы можем быть героями». 2016. Фотография.
Фото: Courtesy of the artist and Samuel Owen Gallery

Перспективы развития мировой экономики ухудшаются под влиянием нескольких факторов, в числе которых торговая война между США и Китаем, волнения в Гонконге, кризис, связанный с выходом Великобритании из Европейского cоюза, и беспрецедентно низкие процентные ставки, негативно отражающиеся на состоянии рынка ценных бумаг. «Рецессия неизбежна, но когда она начнется? Через три месяца, через полгода или год? Этого я не знаю, но я точно знаю, что впервые в своей практике сталкиваюсь с подобной ситуацией», — сказал этим летом один опытный европейский специалист по управлению частным капиталом.

Цифры первого полугодия не дают оснований для оптимизма: по данным аналитической фирмы ArtTactic, общие результаты продаж Christie’s, Sotheby’s и Phillips снизились на 20,3%. Еще более резкий спад наблюдается на аукционах искусства Китая и других стран Азии, в первом квартале 2019 года сократившихся более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Сильнее всего пострадал верхний сегмент рынка: по данным Artnet, в первом полугодии продажи произведений стоимостью выше $10 млн снизились на 35%. Как и на других рынках, на рынке искусства ключевую роль играет уверенность. При малейшем намеке на замедление собственники произведений предпочитают отложить участие в торгах, что приводит к снижению объема продаж. Аукционов больших наследий уровня распродажи собрания Рокфеллеров в 2017 году пока что не ожидается. Руководство итальянского банка UniCredit намерено постепенно распродать через Christie’s часть корпоративной коллекции на общую сумму €50 млн, однако в рамках Frieze Week на торги аукционного дома было выставлено лишь 33 произведения, проданных на общую сумму £17 млн. Остальные работы из банковской коллекции планируется распродавать постепенно в течение ближайшего года.

Общий объем торгов будет меньше аналогичных минувшего года. Christie’s выручил на четырех октябрьских аукционах современного искусства в Лондоне £128,2 млн при прошлогоднем результате в £155,8 млн. Sotheby’s продал на общую сумму в £68,1 млн против £83,7 млн в 2018 году. И только у Phillips выручка растет: £35,6 млн против прошлогоднего результата — чуть больше £33 млн.

Несмотря на неблагоприятную обстановку, у нас есть основания для оптимизма. Появление многочисленных новых частных музеев, фондов, арт-пространств — как бы они ни назывались, — стало новой мощной силой на рынке. В сентябре норвежский коллекционер Кристен Свеас открыл неподалеку от Осло потрясающее экспозиционное пространство The Twist («Поворот»). В Риме в октябре, всего за несколько недель до смерти, коллекционер Овидио Якоросси успел открыть частное художественное пространство Musja. Лондонские коллекционеры Фатима и Эскандар Малеки скоро выставят свое собрание во Франции. Это лишь несколько примеров общемировой тенденции. Всем этим пространствам необходимы постоянные новые поступления, чтобы экспозиции не теряли актуальности и остроты.

Экономика США в хорошем состоянии — и Америка является самым большим в мире арт-рынком. Мегагалереи здесь продолжают расширяться, что, опять-таки, служит признаком уверенности в будущем. Набирает обороты и использование искусства для повышения ценности товаров класса люкс, от машин до элитной недвижимости. Арт-рынок может немного сократиться, но нет оснований ожидать, что он обвалится в обозримом будущем. 

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
5
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
6
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
7
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+