Итоги года: пожар, наводнение и многочисленные скандалы

№79, декабрь-январь 2019
№79
Материал из газеты

Пожар Нотр-Дам-де-Пари — вот чем прежде всего запомнится уходящий год, а еще репутационными скандалами и победами над токсичной филантропией

Крыша собора Нотр-Дам вечером 15 апреля 2019 г. Фото: Thomas Samson / AFP/ Eastnew
Крыша собора Нотр-Дам вечером 15 апреля 2019 г.
Фото: Thomas Samson / AFP/ Eastnew

Как правило, итоги года в культуре определяются популярными выставками и рекордами музейной посещаемости, чему придет время — в майском номере нашей газеты они будут подведены. Но уже сейчас можно сказать, что стало главным событием культуры в уходящем году, что потрясло мир и останется незабываемым переживанием. Это пожар Нотр-Дама.

С вечера 15 апреля собор Парижской Богоматери горел почти 15 часов на глазах у миллионов людей, не понимавших, как такое могло случиться: в центре столицы страны, гордящейся своим наследием, огонь разрушает главную ее святыню, и это в наш век заоблачно высоких технологий. И если осеннее затопление Венеции — из повторяющихся и прогнозируемых бед, то пожара никто не ждал. Прошло больше полугода, но его последствия еще до конца не оценены. А летом были опасения, что сильная жара приведет к дальнейшему разрушению собора. Нет согласия в главном: восстановить ли обрушенный шпиль таким, как мы его знаем, или сделать некую конструкцию, не выдающую себя за подлинную?

Последние известия о решении этой задачи свидетельствуют о превращении в фарс. Генерал Жан-Луи Жоржелен, специальный представитель президента Эмманюэля Макрона по проекту, во время заседания комиссии по культуре Национального собрания велел главному архитектору проекта Филиппу Вильневу заткнуться. Архитектор стоит на том, что шпиль должен быть восстановлен в первоначальном облике, генерал так не считает. Проще всего оказалось решить проблему финансов. Благодаря государству и  французским меценатам на реконструкцию Нотр-Дама собран €1 млрд. Столько же, по предварительным подсчетам, необходимо для устранения последствий венецианского наводнения. 

Меценатов и спонсоров исключительно активно обсуждали в этом году, но не в связи с пожертвованиями. Теперь благотворителей не благодарят за помощь, а проверяют их гражданскую позицию. Продолжается деятельность организованного художницей Нан Голдин движения P.А.I.N., которое борется против фармацевтического концерна семьи Саклер, производящего обезболивающее «Оксиконтин», вызывающее наркотическую зависимость. В этом году от помощи Саклеров отказались лондонские Национальная портретная галерея и Тейт, нью-йоркские Метрополитен-музей и Музей Гуггенхайма. После серии общественных протестов Лувр снял со стен памятные упоминания об их вкладах в 12 залах. Музей Виктории и Альберта продолжает сотрудничать с семьей, поэтому активисты во главе с Голдин в ноябре разбросали там окровавленные доллары и пустые упаковки от лекарства.

Площадь Святого Марка после наводнения 13 ноября 2019 г. Фото: Furlan/lAPresse via ZumA Press/ТАСС
Площадь Святого Марка после наводнения 13 ноября 2019 г.
Фото: Furlan/lAPresse via ZumA Press/ТАСС

Несколько групп активистов обвинили в кровавой наживе и вынудили уйти в отставку, устроив серию акций, Уоррена Кандерса, спонсора и заместителя председателя правления Музея американского искусства Уитни. Его фирма выпускает вещество, входящее в состав слезоточивого газа, который использовали против беженцев на границе с Мексикой. Активистов поддержали сотрудники музея, выступив с открытым письмом против Кандерса. Руководство институции долго пыталось не поддаваться давлению, но после протестного митинга на выставке Энди Уорхола директору все же пришлось принять отставку Кандерса, подсластив ее благодарственным письмом.

Музеи не впервые отказываются от поддержки спонсоров, чью основную деятельность считают вредной для общества или неэтичной. С табачными компаниями многие культурные институции не сотрудничают еще с конца прошлого века. Грязными считаются и деньги нефтяных компаний — давней главной мишени экоактивистов. Но в этом году протестные движения оказались особенно сильными и результативными, и легко предположить, что в будущем они не утихнут, особенно на фоне изменения климата и глобального потепления, если считать их следствием деятельности человечества. Очевидно, круг людей и корпораций, финансово поддерживающих учреждения культуры, будет продолжать сужаться. Понятно, как это отразится на деятельности музеев, которых далеко не все государства способны и готовы полностью обеспечивать.

В нашей стране против спонсоров никто не борется. И это понятно: даже ведущим музеям — Эрмитажу, Третьяковской галерее, ГМИИ им. Пушкина и Музеям Московского Кремля — государственного финансирования хватает только на поддержание зданий и зарплату сотрудникам. Выставочная деятельность  оплачивается благодетелями: компаниями, использующими природные ресурсы, банками, крупными девелоперами. Но вопрос, чисты или нет спонсорские деньги, общественность пока не тревожит.

Зато впервые в этом году у нас разгорелся громкий репутационный скандал. Президента Московской международной биеннале современного искусства Юлию Музыкантскую уличили в невыплате гонораров художникам и обвинили в неэтичном поведении. Как правило, кто не платит и кто хамит, в профессиональном сообществе хорошо известно, но сор из избы еще никто не выносил. Последствий этот скандал не имел. Но, судя по тому, как этические проблемы остро стоят сегодня в западных странах, можно предположить, что встанут и у нас. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+