18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Искусствоведов запугали судебными исками

№79
Материал из газеты

Зачастую главными пользователями каталогов-резоне оказываются дилеры и аукционные дома, а составлять их приходится ученым и музейщикам

Каталоги-резоне играют важнейшую роль в поддержании здоровой обстановки на арт-рынке, но в последнее время на фоне растущего числа судебных процессов, связанных с аутентификацией, они все чаще воспринимаются как минные поля, и даже как финансовая угроза, что не может не отпугивать потенциальных авторов.

«Арт-рынок стал гораздо более дорогой и придирчивой площадкой», — говорит Элизабет Горайеб, казначей и секретарь Института Вильденштейна — Платт­нера, основанного в 2016 году некоммерческого фонда, который занимается составлением каталогов-резоне. Она объясняет, что люди не хотят брать на себя риски и финансовое бремя аутентификации, когда на рынке всплывают вновь обнаруженные произведения.

Институт не только финансирует подготовку каталогов — благодаря тому, что эта работа ведется в группах-комитетах, участвующие в ней ученые таким образом получают защиту от нарастающей угрозы судебных исков. «Всем известно, что разозлившийся владелец легко может обратиться в суд, — говорит Ричард Бреттелл, входящий в научную группу по доработке каталога живописи Поля Гогена, выпущенного в 1964 году Жоржем Вильденштейном. — От заключения комитета зависит, будет ли картина стоить миллионы или практически ничего, если ее не признают подлинником Гогена».

Если раньше было принято трудиться над каталогами в одиночку, то сейчас ученые работают на Институт Вильденштейна — Платтнера, который не согласится даже посмотреть на неизвестную картину Гогена, прежде чем владелец не заплатит немалый предварительный взнос и не подпишет отказ от права на обращение в суд. «Качество этих каталогов определяется исключительно компетентностью ученых», — говорит Го­райеб. Институт Вильденштейна — Платтнера выпускает все каталоги в цифровом формате, что позволяет с легкостью вносить изменения в текст статей. Каталоги-резоне таких художников, как Мэри Кассатт, Уильям Тернер и Эгон Шиле, уже выложены в Сеть. Они доступны и удобны в использовании, но после запуска их необходимо поддерживать и обновлять. Провенанс, история экспонирования и библиография постоянно расширяются. Поддержка таких каталогов-резоне — комплексная задача, и для ее выполнения требуется слишком много людей, что может снижать научный уровень работы.

Знаточество больше не в чести

По мнению Бреттелла, это не непреодолимая, «но достаточно сложная задача, требующая работы под эгидой заинтересованной организации». Однако академические институции не склонны браться за каталоги-резоне, хотя ранее многие такие работы нередко вырастали из докторских диссертаций. Примером служит по-прежнему активно используемый каталог-резоне работ Джона Сингл­тона Копли: опубликованный в 1966 году, он начинался как гарвардская диссертация Жюля Прауна. 

Заместитель директора Исследовательского института Гетти Гейл Фейгенбаум говорит, что «сегодня диссертации в форме каталога-резоне утратили былой престиж», поскольку на факультетах искусствоведения к ним относятся практически как к простой каталогизации. Знаточество и поисковая работа ценятся меньше, чем теория и социальная история. «Сейчас в большинстве своем подобные проекты переместились из академии в музеи», — поясняет Фейгенбаум. Однако музеи чаще всего не проявляют желания поддерживать не ими самими задуманные проекты. Кураторы уверены, что это дело библиотекарей и архивариусов, а те, в свою очередь, считают это кураторским проектом.

Зачастую главными пользователями каталогов-резоне оказываются дилеры и аукционные дома. И те и другие могут обладать достаточной экспертизой и ресурсами для составления и дальнейшей поддержки таких трудов. Но их участие может рассматриваться как конфликт интересов, поскольку именно они получают прибыль от продажи произведений с установленной подлинностью. «Такая исследовательская работа выгодна скорее рынку, чем научному миру, — отмечает Фейгенбаум, — и это тоже может демотивировать ученых». 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+