18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусствоведов запугали судебными исками

№79
Материал из газеты

Зачастую главными пользователями каталогов-резоне оказываются дилеры и аукционные дома, а составлять их приходится ученым и музейщикам

Каталоги-резоне играют важнейшую роль в поддержании здоровой обстановки на арт-рынке, но в последнее время на фоне растущего числа судебных процессов, связанных с аутентификацией, они все чаще воспринимаются как минные поля, и даже как финансовая угроза, что не может не отпугивать потенциальных авторов.

«Арт-рынок стал гораздо более дорогой и придирчивой площадкой», — говорит Элизабет Горайеб, казначей и секретарь Института Вильденштейна — Платт­нера, основанного в 2016 году некоммерческого фонда, который занимается составлением каталогов-резоне. Она объясняет, что люди не хотят брать на себя риски и финансовое бремя аутентификации, когда на рынке всплывают вновь обнаруженные произведения.

Институт не только финансирует подготовку каталогов — благодаря тому, что эта работа ведется в группах-комитетах, участвующие в ней ученые таким образом получают защиту от нарастающей угрозы судебных исков. «Всем известно, что разозлившийся владелец легко может обратиться в суд, — говорит Ричард Бреттелл, входящий в научную группу по доработке каталога живописи Поля Гогена, выпущенного в 1964 году Жоржем Вильденштейном. — От заключения комитета зависит, будет ли картина стоить миллионы или практически ничего, если ее не признают подлинником Гогена».

Если раньше было принято трудиться над каталогами в одиночку, то сейчас ученые работают на Институт Вильденштейна — Платтнера, который не согласится даже посмотреть на неизвестную картину Гогена, прежде чем владелец не заплатит немалый предварительный взнос и не подпишет отказ от права на обращение в суд. «Качество этих каталогов определяется исключительно компетентностью ученых», — говорит Го­райеб. Институт Вильденштейна — Платтнера выпускает все каталоги в цифровом формате, что позволяет с легкостью вносить изменения в текст статей. Каталоги-резоне таких художников, как Мэри Кассатт, Уильям Тернер и Эгон Шиле, уже выложены в Сеть. Они доступны и удобны в использовании, но после запуска их необходимо поддерживать и обновлять. Провенанс, история экспонирования и библиография постоянно расширяются. Поддержка таких каталогов-резоне — комплексная задача, и для ее выполнения требуется слишком много людей, что может снижать научный уровень работы.

Знаточество больше не в чести

По мнению Бреттелла, это не непреодолимая, «но достаточно сложная задача, требующая работы под эгидой заинтересованной организации». Однако академические институции не склонны браться за каталоги-резоне, хотя ранее многие такие работы нередко вырастали из докторских диссертаций. Примером служит по-прежнему активно используемый каталог-резоне работ Джона Сингл­тона Копли: опубликованный в 1966 году, он начинался как гарвардская диссертация Жюля Прауна. 

Заместитель директора Исследовательского института Гетти Гейл Фейгенбаум говорит, что «сегодня диссертации в форме каталога-резоне утратили былой престиж», поскольку на факультетах искусствоведения к ним относятся практически как к простой каталогизации. Знаточество и поисковая работа ценятся меньше, чем теория и социальная история. «Сейчас в большинстве своем подобные проекты переместились из академии в музеи», — поясняет Фейгенбаум. Однако музеи чаще всего не проявляют желания поддерживать не ими самими задуманные проекты. Кураторы уверены, что это дело библиотекарей и архивариусов, а те, в свою очередь, считают это кураторским проектом.

Зачастую главными пользователями каталогов-резоне оказываются дилеры и аукционные дома. И те и другие могут обладать достаточной экспертизой и ресурсами для составления и дальнейшей поддержки таких трудов. Но их участие может рассматриваться как конфликт интересов, поскольку именно они получают прибыль от продажи произведений с установленной подлинностью. «Такая исследовательская работа выгодна скорее рынку, чем научному миру, — отмечает Фейгенбаум, — и это тоже может демотивировать ученых». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+