18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Успейте подписаться на газету по выгодной цене до 1 октября

Искусствоведов запугали судебными исками

№79
Материал из газеты

Зачастую главными пользователями каталогов-резоне оказываются дилеры и аукционные дома, а составлять их приходится ученым и музейщикам

Каталоги-резоне играют важнейшую роль в поддержании здоровой обстановки на арт-рынке, но в последнее время на фоне растущего числа судебных процессов, связанных с аутентификацией, они все чаще воспринимаются как минные поля, и даже как финансовая угроза, что не может не отпугивать потенциальных авторов.

«Арт-рынок стал гораздо более дорогой и придирчивой площадкой», — говорит Элизабет Горайеб, казначей и секретарь Института Вильденштейна — Платт­нера, основанного в 2016 году некоммерческого фонда, который занимается составлением каталогов-резоне. Она объясняет, что люди не хотят брать на себя риски и финансовое бремя аутентификации, когда на рынке всплывают вновь обнаруженные произведения.

Институт не только финансирует подготовку каталогов — благодаря тому, что эта работа ведется в группах-комитетах, участвующие в ней ученые таким образом получают защиту от нарастающей угрозы судебных исков. «Всем известно, что разозлившийся владелец легко может обратиться в суд, — говорит Ричард Бреттелл, входящий в научную группу по доработке каталога живописи Поля Гогена, выпущенного в 1964 году Жоржем Вильденштейном. — От заключения комитета зависит, будет ли картина стоить миллионы или практически ничего, если ее не признают подлинником Гогена».

Если раньше было принято трудиться над каталогами в одиночку, то сейчас ученые работают на Институт Вильденштейна — Платтнера, который не согласится даже посмотреть на неизвестную картину Гогена, прежде чем владелец не заплатит немалый предварительный взнос и не подпишет отказ от права на обращение в суд. «Качество этих каталогов определяется исключительно компетентностью ученых», — говорит Го­райеб. Институт Вильденштейна — Платтнера выпускает все каталоги в цифровом формате, что позволяет с легкостью вносить изменения в текст статей. Каталоги-резоне таких художников, как Мэри Кассатт, Уильям Тернер и Эгон Шиле, уже выложены в Сеть. Они доступны и удобны в использовании, но после запуска их необходимо поддерживать и обновлять. Провенанс, история экспонирования и библиография постоянно расширяются. Поддержка таких каталогов-резоне — комплексная задача, и для ее выполнения требуется слишком много людей, что может снижать научный уровень работы.

Знаточество больше не в чести

По мнению Бреттелла, это не непреодолимая, «но достаточно сложная задача, требующая работы под эгидой заинтересованной организации». Однако академические институции не склонны браться за каталоги-резоне, хотя ранее многие такие работы нередко вырастали из докторских диссертаций. Примером служит по-прежнему активно используемый каталог-резоне работ Джона Сингл­тона Копли: опубликованный в 1966 году, он начинался как гарвардская диссертация Жюля Прауна. 

Заместитель директора Исследовательского института Гетти Гейл Фейгенбаум говорит, что «сегодня диссертации в форме каталога-резоне утратили былой престиж», поскольку на факультетах искусствоведения к ним относятся практически как к простой каталогизации. Знаточество и поисковая работа ценятся меньше, чем теория и социальная история. «Сейчас в большинстве своем подобные проекты переместились из академии в музеи», — поясняет Фейгенбаум. Однако музеи чаще всего не проявляют желания поддерживать не ими самими задуманные проекты. Кураторы уверены, что это дело библиотекарей и архивариусов, а те, в свою очередь, считают это кураторским проектом.

Зачастую главными пользователями каталогов-резоне оказываются дилеры и аукционные дома. И те и другие могут обладать достаточной экспертизой и ресурсами для составления и дальнейшей поддержки таких трудов. Но их участие может рассматриваться как конфликт интересов, поскольку именно они получают прибыль от продажи произведений с установленной подлинностью. «Такая исследовательская работа выгодна скорее рынку, чем научному миру, — отмечает Фейгенбаум, — и это тоже может демотивировать ученых». 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
7
Вспоминая Алена Делона, звезду кино и коллекционера
Миллионам людей по всему миру Ален Делон, чьи похороны пройдут 24 августа, известен как харизматичный актер, хотя его страсть к коллекционированию могла бы посоперничать с кино
23.08.2024
Вспоминая Алена Делона, звезду кино и коллекционера
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+