Музейные экспонаты, снимавшиеся в кино, показывают в Музее истории религии

№79, декабрь-январь 2019
№79
Материал из газеты

Отобранные из коллекции музея предметы разных религий— облачения, буддийские маски, шаманские бубны, амулеты, иконы, кресты — в советское время использовались как реквизит на съемках кинофильмов

Икона, ставшая реквизитом для фильма «В огне брода нет» (1967). Фото: Государственный музей истории религии
Икона, ставшая реквизитом для фильма «В огне брода нет» (1967).
Фото: Государственный музей истории религии

Музей истории религии в Санкт-Петербурге — единственный в стране, и уже сам по себе заслуживает отдельного рассказа. Более 200 тыс. его экспонатов, древнейшие из которых относятся к VI веку до н.э., представляют все религии со времен Древнего Египта и до наших дней. Выставки здесь проходят регулярно и разные, как и полагается музею с историей и богатой коллекцией. Однако выставка «Стоп! Снято!», осуществленная при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, вряд ли имеет аналоги даже в мировой выставочной практике. Около 100 специально отобранных из коллекции музея предметов разных религий и верований — облачения, буддийские маски, шаманские бубны, амулеты, иконы, кресты — в советское время использовались как реквизит при съемках кинофильмов. В их списке такие шедевры отечественного кино, как «Октябрь» (1927) Сергея Эйзенштейна, первая звуковая картина «Одна» (1931) Григория Козинцева, «В огне брода нет» (1967) Глеба Панфилова, российско-итальянский фильм «Очи черные» (1987) Никиты Михалкова. И это только классика, а сколько еще было и других, забытых сегодня лент, о которых выставка тоже рассказывает. Для тех, кто не застал советскую власть, сама идея выдавать музейные экспонаты на съемки кажется невозможной. Но  в СССР, где атеизм был частью государственной идеологии, с предметами религиозного культа это было возможно. О том, как это происходило, рассказывают десять специально отобранных кураторами экспонатов в снятых о них мини-фильмах в разделе «Кинозал». Есть здесь и своя «Реквизиторская» с 70 экспонатами, которые выдавались музеем на съемки киностудиям «Совкино», «Ленфильм» и «Мосфильм», и тоже  каждый со своей историей. А в разделе  «Фойе» – еще и архивные документы, фотографии со съемок и киноафиши.

Митра, снимавшаяся в фильме «Овод» (1956). Фото: Государственный музей истории религии
Митра, снимавшаяся в фильме «Овод» (1956).
Фото: Государственный музей истории религии

Государственный музей истории религии
Стоп! Снято!
17 декабря – 1 марта 2020
www.gmir.ru

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+