18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Алексей Явленский и Марианна Веревкина воссоединились на выставке «Родственные души»

№79
Материал из газеты

В Городской галерее в доме Ленбаха в Мюнхене собрали почти 200 произведений пары, дружившей с семьей Василия Кандинского

Это первая совместная выставка художественной пары экспрессионистов — Алексея Явленского (1864–1941) и Марианны Веревкиной (1860–1938). Для выставки, включающей 190 произведений, разработано архитектурное решение, подчеркивающее заявленное в названии «родство душ».

Познакомил их еще в Петербурге Илья Репин, у которого Веревкина брала частные уроки, а Явленский посещал как вольнослушатель класс мэтра в Академии художеств. В Мюнхене, куда в 1896 году они приехали уже парой, Веревкина почти на десять лет забросила живопись, посвятив себя пестованию таланта своего возлюбленного. Она, свободно говорившая на пяти языках, стала хозяйкой салона, названного «Братство святого Луки», который посещали Дмитрий Мережковский с Зинаидой Гиппиус, Сергей Дягилев, Элеонора Дузе. К живописи Марианна вернулась только в 1906 году, после поездки во Францию, по местам,  связанным с их кумирами ван Гогом, Гогеном и  Матиссом. Решающим  для творческого самоопределения пары стало общение с Василием Кандинским, с которым Явленский познакомился в середине 1900-х на уроках в школе рисования Антона Ажбе. Художники дружили «домами» , Явленский и Веревкина, Кандинский и Габриеле Мюнтер проводили вместе летние каникулы в Мурнау и участвовали в создании «Нового мюнхенского художественного объединения», но, когда спустя два года Кандинский создал с Францем Марком группу «Синий всадник», Веревкина с Явленским в нее не вошли. 

Марианна Веревкина описала сложные платонические отношения с партнером в «Письмах к неизвестному» (1901–1905), где сравнивала физическую любовь с пошлым реализмом. В 1921 году Явленский покинул свою многолетнюю подругу. Выставка возвращает нас к истории этого необычного альянса. 

Городская галерея в доме Ленбаха
Родственные души
До 16 февраля

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+