Целый полк амазонок авангарда. Впервые показывают вместе всех экспоненток легендарной берлинской галереи

№39, декабрь 2015 — январь 2016
№39
Материал из газеты

Около 300 произведений 18 очень известных и почти забытых художниц, выставлявшихся в галерее «Штурм»

Марсель Кан. «Женщина и парус». 1927
Соня Делоне. Рисунок В53. 1924. Бумага, гуашь, карандаш
Габриеле Мюнтер. «Яблоки на синем». 1908–1909
Лавиния Шульц. Костюм и маска женщины индейского племени. 1924
Марсель Кан. «Женщина и парус». 1927
Соня Делоне. Рисунок В53. 1924. Бумага, гуашь, карандаш
Габриеле Мюнтер. «Яблоки на синем». 1908–1909
Лавиния Шульц. Костюм и маска женщины индейского племени. 1924

Для своего проекта куратор выставки Ингрид Пфайффер выбрала 18 художниц, в начале прошлого века выставлявшихся в легендарной берлинской галерее «Штурм», основанной в 1912 году арт-дилером и издателем Гервартом Вальденом (1878–1941). Свое название галерея получила от основанного Вальденом двумя годами раньше журнала Der Sturm («Буря»), пропагандировавшего в Германии новейшие веяния в литературе и искусстве. «Вальден был уникальной фигурой среди арт-дилеров своего времени. Он продвигал с одинаковой энергией и мужчин-художников (Кандинского, Клее, Кокошку, Шагала, художников „Синего всадника“, итальянских футуристов и дадаистов), и женщин, игнорируя бытующие тогда предрассудки относительно последних. Им, как правило, отказывали в оригинальности и креативности. «Для Вальдена же единственным критерием оценки художника были его произведения, что отличало владельца „Штурма“ от большинства его друзей-галеристов, таких, например, как Пауль Кассирер, Альфред Флехтхайм, Вольфганг Гурлитт», — говорит Пфайффер. Галерея «Штурм» просуществовала до 1924 года, журнал — до 1932-го. Когда же к власти пришли нацисты, Вальден, еврей по происхождению, вынужден был эмигрировать. Он приехал в СССР, где вскоре был арестован и скончался в 1941 году в саратовской тюрьме.

Всего в экспозиции 280 работ (живопись, скульптура, графика, сценография), распределенных по отдельным залам (каждой художнице — свое пространство). Получилась развернутая панорама авангарда начала XX века – от экспрессионизма, кубизма, футуризма до «новой вещественности». Многие художницы, такие как Габриеле Мюнтер, Марианна Веревкина, Наталия Гончарова и Александра Экстер, давно взошли на золотой олимп авангарда. Другим же, таким, например, как Якоба фон Хемскерк (1876–1923), Хелена Грюнхофф (1880–?) или Мария Уден (1892–1918) повезло меньше — их сегодня знает лишь узкий круг специалистов.

Либо же они забыты вовсе, как Лавиния Шульц (1896–1924) — одна из немногих тогда художниц, учившаяся в Академии художеств и часто выступавшая с хореографическими номерами-перформансами (она их называла Maskentänze) в своих авторских масках и костюмах на театральных вечерах в «Штурме». Шульц рано ушла из жизни (в 28 лет), и про нее забыли. Казалось, что навсегда, пока в конце 1980-х на чердаке Музея искусства и ремесел в Гамбурге случайно не обнаружили около 20 ее авторских масок и костюмов. 

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+