18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Целый полк амазонок авангарда. Впервые показывают вместе всех экспоненток легендарной берлинской галереи

№39
Материал из газеты

Около 300 произведений 18 очень известных и почти забытых художниц, выставлявшихся в галерее «Штурм»

Для своего проекта куратор выставки Ингрид Пфайффер выбрала 18 художниц, в начале прошлого века выставлявшихся в легендарной берлинской галерее «Штурм», основанной в 1912 году арт-дилером и издателем Гервартом Вальденом (1878–1941). Свое название галерея получила от основанного Вальденом двумя годами раньше журнала Der Sturm («Буря»), пропагандировавшего в Германии новейшие веяния в литературе и искусстве. «Вальден был уникальной фигурой среди арт-дилеров своего времени. Он продвигал с одинаковой энергией и мужчин-художников (Кандинского, Клее, Кокошку, Шагала, художников „Синего всадника“, итальянских футуристов и дадаистов), и женщин, игнорируя бытующие тогда предрассудки относительно последних. Им, как правило, отказывали в оригинальности и креативности. «Для Вальдена же единственным критерием оценки художника были его произведения, что отличало владельца „Штурма“ от большинства его друзей-галеристов, таких, например, как Пауль Кассирер, Альфред Флехтхайм, Вольфганг Гурлитт», — говорит Пфайффер. Галерея «Штурм» просуществовала до 1924 года, журнал — до 1932-го. Когда же к власти пришли нацисты, Вальден, еврей по происхождению, вынужден был эмигрировать. Он приехал в СССР, где вскоре был арестован и скончался в 1941 году в саратовской тюрьме.

Всего в экспозиции 280 работ (живопись, скульптура, графика, сценография), распределенных по отдельным залам (каждой художнице — свое пространство). Получилась развернутая панорама авангарда начала XX века – от экспрессионизма, кубизма, футуризма до «новой вещественности». Многие художницы, такие как Габриеле Мюнтер, Марианна Веревкина, Наталия Гончарова и Александра Экстер, давно взошли на золотой олимп авангарда. Другим же, таким, например, как Якоба фон Хемскерк (1876–1923), Хелена Грюнхофф (1880–?) или Мария Уден (1892–1918) повезло меньше — их сегодня знает лишь узкий круг специалистов.

Либо же они забыты вовсе, как Лавиния Шульц (1896–1924) — одна из немногих тогда художниц, учившаяся в Академии художеств и часто выступавшая с хореографическими номерами-перформансами (она их называла Maskentänze) в своих авторских масках и костюмах на театральных вечерах в «Штурме». Шульц рано ушла из жизни (в 28 лет), и про нее забыли. Казалось, что навсегда, пока в конце 1980-х на чердаке Музея искусства и ремесел в Гамбурге случайно не обнаружили около 20 ее авторских масок и костюмов. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+