18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Русском музее впервые покажут вместе Алексея и Андреаса Явленских

Выставка о том, как сын остался в тени знаменитого отца

Ретроспектива Алексея Явленского (1864–1941) состоялась в Русском музее в 2000 году. Новый проект собран из 60 полотен, примерно поровну от отца и сына, Андреаса Явленского, из Архива Алексея Явленского (Швейцария), а также из частных российских и зарубежных коллекций. Получилась выставка про то, как сын так и остался в тени знаменитого отца. 
Исследователи творчества Явленского-старшего разделили его на периоды. Пропускаем учебу у Ильи Репина в Петербурге и у Антона Ашбе в Мюнхене, где он познакомился с Василием Кандинским. Период фигуративного экспрессионизма в его творчестве длился с 1905 по 1913 год. Позже Явленский обозначил его как работу с колоритом, «очень ярким, пытающим», и изображением фигур, «нереалистичных и нематериальных». Называл цвета: красный, синий, оранжевый, кадмий желтый, зеленая окись хрома. Картины того времени сделали Явленского известным, но не принесли ему материального достатка. К этому периоду относится двойной портрет «Андрей и Катя», изображающий сына художника и дочь Дмитрия Кардовского, с которым Явленский учился у Ашбе. Сравнение картины с фотографиями того времени подтверждает «нереалистичность» живописи. В пейзаже «Фабрика» — редкое сочетание алой трубы и темно-синих гор на фоне малинового неба. В «Горном пейзаже с домами» скромные желтые постройки «кланяются» голубым вершинам. С 1914 по 1937 год мастер был занят созданием крупных серий полотен, идущих почти последовательно: «Вариации на пейзажную тему», «Мистические головы», «Лики Спасителя» и «Медитации». В пейзажной серии выделяется «Вариация: весна — сумерки» со всеми оттенками синего и голубого. Из «Мистических голов» — «Иоанн Креститель». В остальных сериях Явленский уверенно двигался к абстрактному экспрессионизму через картину «Медитация: о первом тумане рассказывает фагот» к абстрактной «Большой медитации: после бури».

Андреас Незнакомофф-Явленский (1902–1984) родился у Елены Незнакомовой, экономки Марианны Веревкиной, спутницы жизни Явленского-старшего. Первое время художник величал родного сына племянником, но всегда заботился о нем по-отечески. В пять лет мальчик на рисунке исказил изображение стула, чтобы были видны цветущие маки. «Будешь художником», — напророчил родитель. После талант мальчика отметили Франц Марк и Фердинанд Ходлер. В 12 лет, конечно с помощью папы, Андреас — участник большой Балтийской выставки в Мальмё. В 18 лет — экспонент русского павильона на 12-й Венецианской биеннале. В 1920-е годы он часто выставлялся, но продавался слабо, что вынуждало его рисовать рекламные плакаты. Когда началась война, Андреаса, знающего русский язык, отправили переводчиком на Восточный фронт, а с 1945 по 1955 год он находился в советском плену. После освобождения поселился в Швейцарии, вернулся к живописи, иногда выставлялся, его картины покупали американские и немецкие коллекционеры. Но фигуративный экспрессионизм, которому беззаветно служил и Явленский-старший, выглядел после Второй мировой войны глубоко архаичным. Поэтому ранние работы «Упрек», «Портрет г-на Баура», «Мама» и особенно «Волк», хотя и похожие на произведения отца, смотрятся намного интереснее, чем поздние герани, георгины, закаты, штормы и ночные городские пейзажи.  

Государственный Русский музей
Алексей и Андреас Явленские. Приключения цвета
22 февраля – 29 апреля

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+