18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что вредит арт-рынку? Точка зрения управляющих капиталом

№79
Материал из газеты

Государственные регуляции могли бы решить часть проблем, связанных с непрозрачностью арт-рынка

Недавно опубликованный Art & Finance Report компании Deloitte зафиксировал падение оборотов рынка в первом полугодии 2019 года. Одновременно он предсказывает серьезный рост объема инвестиций UHNWI (персоны с чистым капиталом свыше $30 млн) в искусство и предметы коллекционирования. Старая истина о том, что во время бедствий бедные беднеют, а богатые богатеют, подтверждает себя.

Действительно, за последние годы общая капитализация топ-100 индекса Artрrice (учитывает не только цены, но и показатель ликвидности) за 20 лет выросла на 30%. Это уже в который раз подтверждает, что искусство из верхнего ценового сегмента является средством диверсификации активов, убежищем для капитала, когда тот выводится с волатильных рынков. 

По словам экспертов, самой поразительной особенностью прошедшего полугодия 2019-го была явная нехватка на рынке шедевров. При этом спрос и цены никогда не были такими высокими. Как говорит основатель Artprice Тьерри Эрманн, «предложение не успевает за спросом в аукционных залах». И как при любом рыночном дисбалансе уменьшение предложения естественным образом сказалось на активности рынка. Сокращение общего объема продаж произошло на всех локальных арт-рынках: в США оборот уменьшился на 20% по сравнению с первым полугодием 2018-го, в Китае он стал меньше на 12%, в Великобритании — на 25%.

Профессиональные управляющие капиталом (а они в ситуации концентрации богатства становятся все более важными участниками рынка) испытывают сдержанный оптимизм. По их мнению, развитие рынка тормозят проблемы, связанные с его недостаточной прозрачностью, которые могли бы быть решены введением государственных регуляций. Доля управляющих капиталом, уверенных в необходимости таких регуляций, неуклонно растет: в 2016 году их было 36% (из опрошенных Deloitte), в 2017-м — 40%, в 2019-м — уже 46%. Эта позиция диаметрально расходится с точкой зрения арт-дилеров, которые считают, что все утрясется само. 

«Специфика арт-рынка, вытекающая из специфики самого актива с его сакральной сущностью и связанной с ней субъективностью оценки, в том и состоит, что он не только непрозрачен сам по себе, но и плохо поддается формальному объективному анализу, и на каждый тезис есть контртезис, — говорит Марина Ситнина, исполнительный вице-президент Газпромбанка, руководитель арт-банкинга. — Например, аналитики сегодня в целом согласны, что арт-рынок зависит от свободной массы денег и аккумуляции богатства. Но последние данные Deloitte показывают, что рост вложений в искусство среди самых богатых значительно отстает по темпам от роста их активов. В чем причина? Отмеченная всеми непрозрачность, мешающая серьезным инвестициям? Или, возможно, снижение оборотов и объем инвестиций вообще не столь важный показатель на фоне неуклонного повышения высших ценовых порогов на торгах? Ведь на арт-рынке нет средней температуры по палате и каждый сегмент по-своему независим. Что важнее для анализа в кризис — объемы или цены?» 

Впрочем, все участники рынка согласны, что в обществе налицо новый мощный запрос на вовлеченность в культуру и искусство, и потребность в красоте не отменит никакой кризис — а она является постоянным источником силы арт-рынка. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+