18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Что вредит арт-рынку? Точка зрения управляющих капиталом

№79
Материал из газеты

Государственные регуляции могли бы решить часть проблем, связанных с непрозрачностью арт-рынка

Недавно опубликованный Art & Finance Report компании Deloitte зафиксировал падение оборотов рынка в первом полугодии 2019 года. Одновременно он предсказывает серьезный рост объема инвестиций UHNWI (персоны с чистым капиталом свыше $30 млн) в искусство и предметы коллекционирования. Старая истина о том, что во время бедствий бедные беднеют, а богатые богатеют, подтверждает себя.

Действительно, за последние годы общая капитализация топ-100 индекса Artрrice (учитывает не только цены, но и показатель ликвидности) за 20 лет выросла на 30%. Это уже в который раз подтверждает, что искусство из верхнего ценового сегмента является средством диверсификации активов, убежищем для капитала, когда тот выводится с волатильных рынков. 

По словам экспертов, самой поразительной особенностью прошедшего полугодия 2019-го была явная нехватка на рынке шедевров. При этом спрос и цены никогда не были такими высокими. Как говорит основатель Artprice Тьерри Эрманн, «предложение не успевает за спросом в аукционных залах». И как при любом рыночном дисбалансе уменьшение предложения естественным образом сказалось на активности рынка. Сокращение общего объема продаж произошло на всех локальных арт-рынках: в США оборот уменьшился на 20% по сравнению с первым полугодием 2018-го, в Китае он стал меньше на 12%, в Великобритании — на 25%.

Профессиональные управляющие капиталом (а они в ситуации концентрации богатства становятся все более важными участниками рынка) испытывают сдержанный оптимизм. По их мнению, развитие рынка тормозят проблемы, связанные с его недостаточной прозрачностью, которые могли бы быть решены введением государственных регуляций. Доля управляющих капиталом, уверенных в необходимости таких регуляций, неуклонно растет: в 2016 году их было 36% (из опрошенных Deloitte), в 2017-м — 40%, в 2019-м — уже 46%. Эта позиция диаметрально расходится с точкой зрения арт-дилеров, которые считают, что все утрясется само. 

«Специфика арт-рынка, вытекающая из специфики самого актива с его сакральной сущностью и связанной с ней субъективностью оценки, в том и состоит, что он не только непрозрачен сам по себе, но и плохо поддается формальному объективному анализу, и на каждый тезис есть контртезис, — говорит Марина Ситнина, исполнительный вице-президент Газпромбанка, руководитель арт-банкинга. — Например, аналитики сегодня в целом согласны, что арт-рынок зависит от свободной массы денег и аккумуляции богатства. Но последние данные Deloitte показывают, что рост вложений в искусство среди самых богатых значительно отстает по темпам от роста их активов. В чем причина? Отмеченная всеми непрозрачность, мешающая серьезным инвестициям? Или, возможно, снижение оборотов и объем инвестиций вообще не столь важный показатель на фоне неуклонного повышения высших ценовых порогов на торгах? Ведь на арт-рынке нет средней температуры по палате и каждый сегмент по-своему независим. Что важнее для анализа в кризис — объемы или цены?» 

Впрочем, все участники рынка согласны, что в обществе налицо новый мощный запрос на вовлеченность в культуру и искусство, и потребность в красоте не отменит никакой кризис — а она является постоянным источником силы арт-рынка. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+