18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Итальянцы помогли струнным раритетам российских музыкантов

№79, декабрь-январь 2019
№79
Материал из газеты

После долгих переговоров итальянские мастера отреставрировали скрипку Санто Серафино и виолончель Пьетро Гварнери XVIII века, пострадавшую в бытовой драке

Скрипка. Мастер Санто Серафино. 1749. Фото: Российский национальный музей музыки
Скрипка. Мастер Санто Серафино. 1749.
Фото: Российский национальный музей музыки

Российский национальный музей музыки провел нынешней осенью первый семинар по реставрации струнно-смычковых музыкальных инструментов, на котором занятия вели признанные мастера из Италии. По его итогам самые умелые отечественные реставраторы продолжат обучение (для этого будет приобретено специальное оборудование); впоследствии они смогут самостоятельно восстанавливать уникальные инструменты семейств Амати, Гварнери, Страдивари из состава Госколлекции — те, на которых по сей день играют российские музыканты.

Государственная коллекция музыкальных инструментов возникла в 1878 году, когда Константин Третьяков, однофамилец Павла Третьякова, передал свое собрание Московской консерватории. На протяжении полутора веков коллекция пополнялась из разных источников и многократно реорганизовывалась, а в 2010 году была передана в управление Музею музыки. Сегодня в ней 286 драгоценных струнных смычковых инструментов: 197 скрипок, 43 альта, 41 виолончель, 3 контрабаса, пошетта и лироне.

Скрипка. Мастер Санто Серафино. 1749. Радиография. Фото: Российский национальный музей музыки
Скрипка. Мастер Санто Серафино. 1749. Радиография.
Фото: Российский национальный музей музыки

На некоторых из них играл Мстислав Ростропович, сейчас с ними выступают Юрий Башмет и «Солисты Москвы», музыканты Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского, Российского национального оркестра. Играют интенсивно — и все эти годы мелкий ремонт и реставрацию инструментов делали отечественные мастера, стремясь в первую очередь сохранить звучание. Воссоздание исторического облика скрипок и виолончелей отступало на второй план, а серьезную реставрацию наши мастера сделать и вовсе не могли: мало того что в России этому нигде не учат, но и по правилам для того, чтобы заниматься, например, скрипкой Страдивари, нужно иметь сертификат от Фонда Антонио Страдивари, что в Италии. 

После долгих переговоров и поручения президента РФ итальянские мастера из мастерской эксперта и реставратора старинных музыкальных инструментов Брюса Андерса Карлсона взяли в работу скрипку Санто Серафино (Кремона, 1749) и виолончель Пьетро Гварнери (Венеция, первая половина XVIII века). Скрипка была в неплохом состоянии, а вот виолончель пришлось буквально спасать из руин. Она в 2001 году пострадала в результате бытовой драки, пока находилась в пользовании у музыканта Олега Ведерникова, из-за чего он даже попал под суд. После варварских ударов ногами верхняя дека инструмента треснула, обечайка раскололась, гриф отошел от корпуса с утратой фрагментов. Потребовалась огромная работа, включая исследовательскую часть (радиография и дендрохронология, химический анализ лаков), чтобы возродить инструмент без ущерба для его звучания. Что получилось в итоге можно до 19 января увидеть на выставке «Коллекция особого назначения» в Музее музыки.

Там надеются, что сотрудничество отечественных и итальянских мастеров будет продолжено — в Госколлекции еще около 30 инструментов требуют профессионального вмешательства реставраторов. 

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+