В репинские «Пенаты» пришла прокуратура

Прокуратура в ходе проверки усадьбы И.Е.Репина «Пенаты» установила, что у музея нет ни документации, ни средств на реставрацию и ремонт. В музее надеются попасть в федеральную целевую программу и привлечь внебюджетные средства

Усадьба И.Е.Репина «Пенаты». Фото: Наталья Шкуренок
Усадьба И.Е.Репина «Пенаты».
Фото: Наталья Шкуренок

Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, филиалом которого являются «Пенаты», после проверки получил от прокуратуры Курортного района Петербурга письмо, в котором надзорные органы указали на многочисленные нарушения. Как выяснила прокуратура, в год юбилея Ильи Репина не нашлось средств для сохранения его знаменитой усадьбы. Кроме того, вызвало вопросы выполнение охранных обязательств этого памятника федерального значения.

Плохое состояние фасадов и внутренних помещений, облупленная краска, гниющее дерево — эти и многие другие признаки запустения в одной из самых известных усадеб в пригородах Петербурга установили проверяющие. А ведь «Пенаты» — еще и один из самых посещаемых туристами объектов в курортной зоне вокруг города. Так что средства на охрану усадьба вполне могла бы и заработать за многие десятилетия своего существования.

Усадьба И.Е.Репина «Пенаты». Фото: Наталья Шкуренок
Усадьба И.Е.Репина «Пенаты».
Фото: Наталья Шкуренок

Как рассказал нам Алексей Мудров, директор Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, о печальном состоянии усадьбы Репина известно уже не первый год. Фактически с 1962 года, когда «Пенаты» открылись как музей, ни главное здание, ни другие усадебные постройки не реставрировались.

— «Пенаты» как филиал музея Академии художеств мы получили только в 2017 году, до этого они были в непосредственном подчинении Академии, которая ни разу за все годы их не реставрировала, — рассказал Алексей Мудров. — К сожалению, возможности получения финансирования в рамках юбилейного года Репина тоже не были использованы: финансирование на юбилейные даты надо было выбивать года за четыре до юбилея, «Пенаты» тогда находились в подчинении Академии, но уже шла речь о переподчинении усадьбы, и это, видимо, сыграло в судьбе памятника не лучшую роль. Поэтому к юбилею музея документация отсутствовала, и реставрацию не начали. Но мы сейчас активно продолжаем бороться за сохранение «Пенатов».

Усадьба И.Е.Репина «Пенаты». Фото: Наталья Шкуренок
Усадьба И.Е.Репина «Пенаты».
Фото: Наталья Шкуренок

По словам Алексея Мудрова, сейчас его ведомство подало заявку на включение финансирования проектно-сметной документации по реставрации «Пенатов» в Федеральную целевую программу «Развитие культуры и туризма». На разработку этой документации потребуется около 4,5 млн руб. Если «Пенаты» попадут в ФЦП, то в следующем году будет разработан проект, а еще через год начнутся реставрационные работы.

В особенно тяжелом состоянии на территории усадьбы находится Башня Шахерезады — двухъярусная смотровая площадка в самой высокой точке парка. По словам нынешней заведующей «Пенатами» Татьяны Бородиной, внебюджетные средства на ее реставрацию и капитальный ремонт уже нашлись, сейчас вопрос за проектно-сметной документацией. Алексей Мудров рассказал, что для ее разработки музей также привлек внебюджетные средства, и уже весной 2020 года начнется реставрация Башни Шахерезады. Кроме того, по словам директора, Минкультуры РФ поддержало «Пенаты» и выделяет средства на установку новой системы противопожарной сигнализации, работы по ней планируется начать в феврале 2020 года.

А уже с 9 декабря этого года изменится структура руководства «Пенатами». Нынешняя заведующая Татьяна Бородина возглавит научно-просветительский отдел и будет заниматься научной работой.

— Должность заведующего я сейчас взял на себя, — рассказал Алексей Мудров. — Это позволит научным сотрудникам полностью посвятить себя профессиональной деятельности.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+