МАММ провозгласил пространственную эру Лучо Фонтаны

№79, декабрь-январь 2019
№79
Материал из газеты

Первая в Москве большая ретроспектива итальянского классика ХХ века, на которую привезли его знаковые произведения из ведущих музеев современного искусства Италии и частных собраний

Лучо Фонтана. «Пространственный концепт. Ожидание». 1961. Частное собрание. Фото: Fondazione Lucio Fontana / Даниэль Молайоли
Лучо Фонтана. «Пространственный концепт. Ожидание». 1961. Частное собрание.
Фото: Fondazione Lucio Fontana / Даниэль Молайоли

Произведения Лучо Фонтаны (1899–1968) приезжали в Москву и Санкт-Петербург и раньше, в составе групповых выставок, а в 2006 году в Русском музее прошел его первый в нашей стране персональный показ 36 работ, привезенных из Музея нового и современного искусства Тренто и Роверето. 

Выставка в Мультимедиа Арт Музее (кураторы — Ольга Свиблова и Елена Джеуна), осуществленная в сотрудничестве с Фондом Лучо Фонтаны в Милане, заметно больше — 60 работ всех периодов творчества художника из итальянских музеев и частных собраний. То, что привезли довоенные работы Фонтаны, а не только знаменитые продырявленные и разрезанные холсты, делает эту выставку особым событием. «Его имя принято ассоциировать с единственным приемом — разрезами на монохромных холстах, но на самом деле уже с 1930-х годов он был одним из самых отважных художественных первопроходцев современности», — говорит историк искусства Лука Массимо Барберо, автор трехтомного каталога-резоне Фонтаны.

Лучо Фонтана. «Портрет Терезиты». 1940. Мозаика. Фонд Лучо Фонтана, Милан. Фото:  Fondazione Lucio Fontana
Лучо Фонтана. «Портрет Терезиты». 1940. Мозаика. Фонд Лучо Фонтана, Милан.
Фото: Fondazione Lucio Fontana

Лучо Фонтана родился в Аргентине в семье итальянцев-эмигрантов. Отец его был скульптором, в мастерской которого будущий художник получил первые навыки ремесла. Перебравшись в Милан, он поступил в Академию Брера (1927–1929), в мастерскую известного скульптора-символиста Адольфо Вильдта, но вскоре вышел из-под влияния учителя. «Черный человек» (1930) Фонтаны на его первой выставке в миланской галерее Milione уже говорил об интересе  молодого скульптора  к экспериментам с формой и цветом, которые не прекращались на все этапах его творчества. Экспериментировал он еще в 1930-е и с разными материалами, например с мозаикой. «Портрет Терезиты» (1940) на выставке — свидетельство виртуозного владения им этой древней техникой. Оттуда же его увлечение керамикой, представленной на московской выставке 12 покрытыми цветной глазурью «Распятиями».  Их экспрессивность и динамика отсылают к традиции барокко.

В 1947 году художник вернулся в Италию из Аргентины, куда уехал с началом войны, и в том же году вместе с группой единомышленников подписал «Первый пространственный манифест», провозгласивший новую эру, начавшуюся большими научными открытиями ХХ века, которые полностью меняют наши представления о мировом пространстве, на что не может не откликнуться и искусство. 

Лучо Фонтана. «Пространственный концепт. Рай». 1956. Частное собрание. Фото: Fondazione Lucio Fontana
Лучо Фонтана. «Пространственный концепт. Рай». 1956. Частное собрание.
Фото: Fondazione Lucio Fontana

А уже через два года Фонтана начинает серию «Дыры» из продырявленных шилом монохромных холстов. «В отверстие, которое я проделываю, — объяснял художник, — просачивается бесконечность с другой стороны, и живопись более не нужна». 

В том же году в галерее Naviglio он создает и первую свою пространственную инсталляцию — из светящихся неоновых фигур, свисающих в темноте с потолка. Фонтана и здесь был среди первых. А серия «Разрезы» уже в конце 1950-х продолжила «пространственную» тему. На выставке она, в частности, представлена знаковой работой 1965 года. Белый холст с разрезом, а на обороте надпись рукой художника: «Мягкая / посадка / русских на Луну. Космическая эра».

На выставке есть и другие работы Фонтаны: «Кванты» (1959–1960) из фрагментов полотен, которые собираются в разных сочетаниях, «Маленькие театры» (1964–1966) из холстов в лаковых рамах-кулисах. В них, как на сцене, выступают причудливые биоморфные силуэты, перекликающиеся с предыдущей серией «Натура» — скульптур из бронзы и терракоты. Для Фонтаны они тоже связаны с космосом, попыткой «вдохнуть жизнь в бездвижную материю». 

Мультимедиа Арт Музей, Москва
Лучо Фонтана. Ретроспектива
До 23 февраля

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+