18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пуританин и эстет из Глазго

В Музеях Московского Кремля открывается выставка Чарльза Ренни Макинтоша.

Это первая в России выставка, посвященная наследию шотландского архитектора, художника и дизайнера Чарльза Ренни Макинтоша (1868–1928). Известно, что в конце 1902 года он присылал свои работы в Москву на Выставку архитектуры и художественной промышленности нового стиля, но тогда московскую публику они не впечатлили, показались слишком аскетичными. Впрочем, геометрически строгие со сдержанным декором архитектуру и мебель Макинтоша, в которых форму диктовала функция, не сразу приняли и в его родной Шотландии с тогдашней модой на эклектику и историзм. Признание и слава к Макинтошу пришли сначала в континентальной Европе — на международных выставках в Париже, Вене, Мюнхене, Турине.

И все же творчество Макинтоша связано с Глазго. Здесь находится и его главный архитектурный шедевр — Школа искусств (1907–1909). Увы, предметы из ее коллекции, которыми должна была открыться московская выставка, недавно пострадали из-за пожара. Вместо них приедут другие из музеев Глазго. В том числе — созданные для чайных комнат, оформленных Макинтошем с революционной для начала прошлого века пуританской простотой и функциональностью. Открытые на волне антиалкогольной кампании в Шотландии и пользовавшиеся большой популярностью, эти чайные принадлежали Кэтрин Крэнстон, которая стала щедрой покровительницей Макинтоша. На выставке можно будет увидеть из обстановки чайных карточный стол с резным декором, напоминающим проросшие семена, изящное зеркало в зеленой раме, лампу с абажуром в форме пагоды. Приедет на выставку и настоящий шедевр — бюро 1905 года для особняка Хилл-Хаус. Когда все створки раскрыты, оно напоминает японское кимоно с широкими рукавами или драгоценный ларец со вставками керамики, перламутра и слоновой кости. Макинтош верил в преобразующую силу искусства, способную красотой одной лишь детали воспитать в человеке истинного эстета.

Отдельная тема — знаменитые стулья Макинтоша с вытянутой спинкой, трапециевидным сиденьем и прямыми ножками. Один из них, 1905 года, из Хилл-Хауса, тоже будет на выставке. А еще из японского Музея Хаиди Такаяма привезут эскиз кресла для одной из чайных комнат. Тонкий график, Макинтош работал и в новом жанре афиш, создав свой неповторимый стиль из сильно вытянутых, почти абстрактных форм. Макинтош всю жизнь обожал писать цветы и в конце жизни полностью переключился на акварели с цветами, три из которых тоже будут в экспозиции.
Музеи Московского Кремля
Чарльз Ренни Макинтош: манифест нового стиля

5 сентября — 9 ноября

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+