18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дмитрий Волков: «Готов побыть медиумом для художников»

№78
Материал из газеты

28 ноября в MMOMA откроется совместная с фондом SDV Arts & Science Foundation выставка «This Is Not a Book: коллекция Дмитрия Волкова. История о человеке, его искусстве и библиотеке». Мы поговорили с инициатором проекта — коллекционером и меценатом

В основу выставки «Это не книга» положена ваша коллекция раритетных философских изданий — но речь вроде бы не просто о показе библиографических редкостей. Что все же имеется в виду? 

Вы ведь знаете знаменитую работу Рене Магритта «Это не трубка»? Тут некоторый референс к идее нашей выставки. Вот, скажем, что мы можем видеть, когда наблюдаем книгу, некий том? Мы можем увидеть разное. Во-первых, объект искусства, поскольку книга, особенно раритетная — это художественный объект, сделанный очень качественно, с гравюрами, выпущенный малым тиражом. Но книга — это еще и текст, набор идей, мыслей. Нам может быть важно лишь то, что в ней рассказано. Или, например, мы вообще видим не книгу, а какой-то ее отпечаток у себя в сознании. Наш мозг переживает наши собственные ощущения от всякого объекта — на это еще Иммануил Кант обратил внимание. И вот в таком ракурсе мы пытаемся на выставке преподнести не только книги, но и другие вещи, которые чем-то напоминают книги, однако ими не являются: картины, скульптуры, медиа­арт. Словом, это своего рода исследовательский мини-проект. 

Произведения современного искусства тоже все из вашей коллекции? 

Да, преимущественно. Причем работы очень отличаются друг от друга. Их авторы — художники разных поколений. Будут представлены и живые классики вроде Виктора Пивоварова или Константина Звездочетова, и молодые художники: Аполлинария Броше, Иван Горшков, Валерий Чтак. Направления и жанры тоже различны: концептуальная и постконцептуальная живопись, мультимедийное искусство, скульптура, перформанс. Набор может показаться кому-то эклектичным, но концепция выставки предполагает, что все это — путешествие в сознание коллекционера. Или, скорее, в его подсознание.

Если говорить о коллекционировании искусства, то каковы ваши приоритеты? 

Коллекция насчитывает порядка 100 работ, в основном российских художников. Я не собирал ее по заранее выработанному принципу. Может быть, даже само слово «коллекция» не до конца сюда подходит. Вот в отношении коллекции книг точно можно сказать: есть принцип, по которому они собираются. Это первые издания, прижизненные издания, и, соответственно, есть некоторая выборка философов, которые относятся к традиции современной философии сознания. 

А путь в искусстве: живописи, скульптуре, перформансе, — определен, скорее, взаимодействием с художниками. Например, я начал коллекционировать работы Олега Кулика после нашего с ним взаимодействия. Мы с ним сделали перформанс «Доказательства существования внешнего мира», и в то время я купил ряд его работ. Тогда они обрели для меня дополнительный смысл. А когда мы поехали с ним на легендарный американский фестиваль Burning Man, сделали там обезьяну, которая была плодом нашего совместного сотрудничества, — вот тогда работы Олега стали для меня значимыми. С Андреем Бартеневым была в чем-то похожая история. Мы с ним делали проект «Инопланетяне», и его произведения стали для меня значимыми в контексте совместной работы. 

Или вот еще история. Я снимался в телевизионном шоу «Секретный миллионер». Приехал в Нижний Новгород, где должен был как-то провести пять ночей — при минус 20–25 градусах на улице. Без денег, без места для ночевки, без еды (у меня была с собой только 1 тыс. руб.). Художник Артем Филатов оказался одним из тех, кто приютил меня, был очень доброжелателен, я переночевал в его студии. Так мы с ним познакомились. И так у меня появились его работы. С точки зрения коллекционирования это нарушение всех правил, но я, честно говоря, этому рад, потому что систематичности мне хватает в других областях. 

Все-таки нечасто среди коллекционеров искусства встретишь тех, кто склонен выступать соавтором художников. Для вас это какое-то неосознаваемое пристрастие — или вы понимаете, зачем вам это? 

Мне хочется иметь объекты, которые были бы связаны с моей собственной историей, а не с чьей-то чужой. Мне неинтересно просто что-то купить — интересно либо сотворчествовать, либо как-то общаться по этому поводу. На мой взгляд, произведение искусства вообще во многом повод для разговора. Вопрос — с кем вы хотите разговаривать и на каком языке. Часто коллекционеры общаются с другими коллекционерами или с галеристами для того, чтобы обсудить произведения искусства. Мне же интереснее общаться с самими художниками, но это общение хочется перевести с языка арт-критика или покупателя на язык художника. Я говорю ему: «Привет, ты меня зовешь, давай я с тобой вместе буду что-то делать». Я не рисую вместе с художником, но создаю историю объекта вместе с ним. Это становится моим не потому, что я это купил, а потому, что принял в этом участие. 

С художником Федором Павловым-Андреевичем мы недавно обсуждали отношения между коллекционером и автором. И у нас возникла идея — попытаться перевернуть ситуацию, сказать художнику: «Давай я, коллекционер, буду твоим материалом. У тебя есть разные медиа, и ты можешь на мне сделать все, что хочешь, я буду податливым, как глина». Думаю, что мог бы сделать 12 таких перформансов за шесть лет. Нужно будет, конечно, продумать до конца. Я еще проект не формализовал, необходимо придумать правила, потому что есть вещи, которых я делать не стану, конечно. Но спектр того, что я готов делать, достаточно широк. Готов побыть медиумом, средством для выражения художников. Мне кажется, интересно, когда художник отвечает за коллекционера, а не коллекционер за художника. 

В Венецианской биеннале 2019 года принимал участие инициированный вами мультимедийный проект Faced2Faced. Вас привлекает еще и роль продюсера? 

Это тоже было сотворчество — с художницей Натальей Алфутовой. Идея такая. Вы наводите телефон на ладонь. Телефон снимает вас и снимает ладонь и проекцию вашей головы направляет на ладонь. Вы можете через телефон видеть свою голову, и при этом она повторяет вашу мимику и движения. Таким образом, у вас появляется второе «я», оно у вас на ладони. И мы решили сделать вместе некий ритуал — вызов этих двойников. Такой театрализованный перформанс, почти как спиритический сеанс. Этот проект был частью специальной программы биеннале, мы в трех местах его демонстрировали.

Вы входите в попечительские советы Третьяковской галереи и нижегородского «Арсенала», поддерживаете грантовую программу музея «Гараж». Что для вас означает меценатство и в чем конкретно оно выражается? 

Очень люблю «Гараж», считаю, что это прекрасный, успешный проект. Они смогли сделать современное искусство частью молодежной культуры и стать таким местом, где просто приятно находиться. У нас была и сохраняется идея поддерживать совместно с «Гаражом» современное технологическое искусство — именно в этой области был грант. Надеюсь, мы еще долго будем с ними работать. 

Естественно, люблю Третьяковку, и мне бы очень хотелось, чтобы ее образ ассоциировался не только с Андреем Рублевым, Айвазовским, Левитаном, Поленовым и так далее, но и с современными именами. Чтобы и россияне, и иностранцы понимали, что Третьяковка коллекционирует и современное искусство. Что касается «Арсенала», то, мне кажется, это один из самых инновационных, смелых проектов за пределами Москвы и Петербурга. А в этом году наш фонд поддерживает еще и Московский музей современного искусства. Мы давно хотели как-то им помогать и сотрудничать с его руководителем Василием Церетели. Получается, в сумме поддерживаем четыре музея. 

Вы были в числе тех, кто в 2016 году дарил произведения российских художников в коллекцию парижского Центра Помпиду. Персонально у вас какая была мотивация? 

Несколько уровней мотивации. Во-первых, участие в событии, инициированном Ольгой Свибловой, знаковом, на мой взгляд. Во-вторых, это повысило статус российского искусства, и его рыночную стоимость в том числе. Поэтому я бы не стал говорить, что это абсолютно альтруистическое меценатство. Но это был очень хороший, позитивный жест. В-третьих, это коллективное действо в некотором роде сплотило коллекционеров. В России такое нечасто бывает.

Экономическая составляющая коллекционирования насколько для вас существенна? 

Все мотивы очень сильно переплетаются. Я в принципе привык инвестировать, это мой бизнес, поэтому, когда что-то покупаю, конечно, думаю о том, сколько это будет стоить лет через 20. Но является ли такая мысль доминирующей? Нет, потому что я бы тогда коллекционировал что-то другое. Хотелось бы, чтобы ценность объектов, которые я собираю, увеличивалась, но не очень расстроюсь, если этого не произойдет. Хотя некоторые работы действительно приобретают дополнительную ценность, но состояние российского арт-рынка не таково, чтобы говорить о каком-то буме. 

У вас огромный спектр интересов и увлечений, от философии до альпинизма и пилотирования вертолетов. Какое место в этом спектре занимают визуальные искусства?

Когда вы заводите одного ребенка, то на него одного всю свою любовь и обращаете. А когда у вас двое детей, что происходит с вашей любовью к первому? Она уполовинивается или ее становится в два раза больше? Сложный вопрос. У меня действительно в жизни много страстей, но я бы не назвал коллекционирование страстью. Пожалуй, страстью я назвал бы искусство. 

Московский музей современного искусства
This Is Not a Book: коллекция Дмитрия Волкова. История о человеке, его искусстве и библиотеке
28 ноября 2019 – 26 января 2020

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+