Рисунок помог экспертам установить авторство Боттичелли

Ранее «Мадонну с младенцем» из коллекции Национального музея Кардиффа считали копией

«Мадонна с младенцем» Сандро Боттичелли в ходе реставрации. Фото: Courtesy of National Museum of Cardiff
«Мадонна с младенцем» Сандро Боттичелли в ходе реставрации.
Фото: Courtesy of National Museum of Cardiff

После реставрации и углубленного исследования провенанса картины с неустановленным авторством из Национального музея Кардиффа специалисты пришли к выводу, что она была создана Сандро Боттичелли и его мастерской.

«Мадонну с младенцем» (1480-е) считали копией, пока искусствовед Бендор Гросвенор и реставратор Саймон Гиллеспи не обследовали ее в рамках телешоу BBC Four «Утраченные шедевры Великобритании». Ключевую роль в установлении авторства сыграло обнаружение наброска мужского лица под красочным слоем, который признали «характерным» для стиля художника.

«Мадонна с младенцем» Сандро Боттичелли после реставрации. Фрагмент. Фото: Courtesy of National Museum of Cardiff
«Мадонна с младенцем» Сандро Боттичелли после реставрации. Фрагмент.
Фото: Courtesy of National Museum of Cardiff

В 1952 году картину завещала Национальному музею Кардиффа филантроп из Уэльса Гвендолин Дэйвис, собравшая вместе с сестрой Маргарет выдающуюся коллекцию искусства. Сестры приобрели произведение в 1920 году у английского дилера Хью Бейкера и считали его оригиналом. Бейкер, в свою очередь, купил работу в 1915 году на торгах Christie’s всего за £105 (аукционный дом позиционировал ее как произведение «школы Боттичелли»). Затем он начал подыскивать покупателя для своей «темной лошадки», именно тогда на нее обратил внимание арт-дилер Джозеф Дювин.

Сандро Боттичелли. «Мадонна с младенцем». Фото: Courtesy of National Museum of Cardiff
Сандро Боттичелли. «Мадонна с младенцем».
Фото: Courtesy of National Museum of Cardiff

По всей видимости, в какой-то момент часть холста записали, добавив арку на заднем плане. Не исключено, что это сделали для того, чтобы скрыть какие-то детали, которые могли бы показать, что ранее картина была частью более крупного произведения.

Учитывая, что речь идет об авторстве столь известного художника, может показаться удивительным, что работа так долго оставалась без внимания. «Множество подобных произведений разбросано по региональным музеям, страдающим от значительных сокращений бюджета, так что в большинстве случаев, если картина однажды попадает в хранилище, ей уже оттуда не выбраться», — говорит Гросвенор. Теперь произведение войдет в экспозицию кардиффского музея.

Набросок мужского лица под красочным слоем, который признали «характерным» для стиля художника. Фото: Courtesy of National Museum of Cardiff
Набросок мужского лица под красочным слоем, который признали «характерным» для стиля художника.
Фото: Courtesy of National Museum of Cardiff

Каждая серия «Утраченных шедевров Великобритании» (этой осенью вышел четвертый сезон) посвящена анализу одного произведения искусства из базы данных Art UK, где зарегистрированы работы из государственных собраний Великобритании. Учитывая, что авторство огромной их части не установлено, нас могут ждать новые открытия.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+