18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Собрании Уоллеса пересмотрели волю завещательницы

№78, ноябрь 2019
№78
Материал из газеты

Один из самых красивых и атмосферных государственных музеев Великобритании впервые в своей истории получил возможность передавать экспонаты во временное пользование другим музеям

Жан Оноре Фрагонар (1732–1806). «Качели». 1767. Фото: Wallace collectio
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806). «Качели». 1767.
Фото: Wallace collectio

Один из самых красивых и атмосферных государственных музеев Великобритании впервые в своей истории получил возможность передавать экспонаты во временное пользование другим музеям. Это произошло благодаря новому толкованию завещания леди Уоллес: отныне оно не рассматривается как налагающее запрет на музейную аренду (англоязычное понятие lending в этом контексте соответствует «выдаче экспонатов» из российских музеев. — TANR). Теперь перед лондонским музеем, где хранятся коллекции произведений искусства и старинных доспехов, собранные первыми четырьмя маркизами Хартфорд и сэром Ричардом Уоллесом, открываются возможности для новых договоренностей.
Ксавье Брей, директор Собрания Уоллеса, объясняет, что леди Уоллес завещала коллекцию государству с условием, что входящие в нее работы будут «храниться вместе», без смешивания с другими произведениями искусства. Завещание было написано в 1897 году (музей открылся тремя годами позже), и до сих пор упомянутую формулировку интерпретировали как запрет на аренду. Однако на самом деле в тексте ничего не говорится о подобном запрете.

Брей обратился в Комиссию по делам благотворительности, которая пришла к выводу, что «иметь возможность давать и получать взаймы произведения искусства на выставки — в интересах Собрания Уоллеса». После консультации с Министерством культуры комиссия выпустила постановление, разрешающее Собранию Уоллеса выдачу экспонатов.

Как объясняет председатель Собрания Уоллеса Антонио Орта-Осорио, до последнего времени считалось, что присутствие в экспозиции всех без исключения объектов «важнее сов­местных проектов внутри страны и за ее пределами». Однако, по его словам, «изменились и приоритеты, и, чтобы участвовать в жизни международного художественного сообщества, мы должны иметь возможность делиться своей экспертизой и ресурсами с коллегами, представляющими другие великие коллекции мира».

С ограничениями аренды сталкиваются многие музеи, в основу которых положены частные коллекции. Например, Коллекция Баррелла в Глазго до недавнего времени не имела права выдавать свои экспонаты за пределы Великобритании. Однако в 2014 году музей получил на сей счет особое разрешение от парламента Шотландии. 

Во Франции музейная аренда полностью запрещена парижскому Музею Ниссима де Камондо с его коллекцией декоративно-прикладного искусства и Музею Конде, который основал Генрих Орлеанский в своем замке Шантийи. 

Нью-йоркская Коллекция Фрика, близкий аналог Собрания Уоллеса, не имеет права предоставлять во временное пользование только произведения, которые завещал Генри Клей Фрик, а вот на экспонаты, приобретенные позже, запрет не распространяется. Бостонский Музей Изабеллы Стюарт-Гарднер может одалживать произведения, но обязан оставлять пустые места там, откуда их сняли.

Какие же планы появились теперь у Собрания Уоллеса? Ксавье Брей ведет переговоры с Музеем истории искусств в Вене об организации выставки немецких доспехов эпохи Северного Возрождения. По всей вероятности, еще одним проектом станет экспозиция Жана Оноре Фрагонара с участием полотен «Качели» (1767) и «Воспоминание» (1778) из коллекции лондонского музея. Также планируется большая выставка Франса Халса, на которой знаменитый «Смеющийся кавалер» (1624) наконец-то встретится с другими портретами кисти мастера.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+