18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Разрушенный дом Прошиных оценили в 5 млн рублей

Недавнее, с 18 по 20 августа, разрушение знаменитого Дома с подснежниками, доходного дома Прошиных, вполне в московском тренде: памятники у нас сносят или в выходные, или в праздники, или в августе, когда в отпуске не только жители, но и власти. В этот раз снести незаметно не вышло — а разрешением на снос заказчик строительных работ, ООО «Компания Миретта», и подрядчик, ООО «ТСА», не располагали. Но здание формально не было памятником. В 2012-м, правда, эксперты рекомендовали поставить на охрану дом № 22 по 1-й Тверской-Ямской (выселенный в 2007-м и старательно состаренный новым владельцем), но слишком мощные силы противились этому, чтобы всерьез рассчитывать на успех.

История тянулась несколько лет, «сносная» комиссия при Правительстве Москвы не раз возвращалась к обсуждению судьбы дома. В 2012-м застройщик предлагал разрезать фасад алмазным канатом и заново собрать на новом здании — оно, кстати, должно было быть на пару этажей выше старого. Это была сомнительная перспектива; известный историк архитектуры Андрей Баталов тогда же напомнил, как разрезали алмазным канатом портик Осипа Бове на заднем фасаде Большого театра, но так и не приделали обратно. В итоге Департамент культурного наследия города Москвы настоял на сохранении оригинального фасада, а площадь в новом здании позволил нарастить не за счет дополнительных этажей, а лишь за счет дворовой территории. За такой фасад, безусловно, стоило бороться: это был очень необычный московский модерн, полихромный орнаментальный фриз с подснежниками в технике сграффито выделял здание среди других строений начала XX века.

Мосгорнаследие уже возбудило по факту сноса здания дела об административных правонарушениях. Максимально возможное наказание — штраф в размере 1 млн руб., по последним данным, уже повышен до 5 млн руб. (таково наказание за несоблюдение ограничений, установленных в зонах охраны объектов культурного наследия). Но и эта сумма ничтожна на фоне выгоды, которую получит застройщик, возведя на участке отель с трехэтажным подземным паркингом. Паркинг между тем не повод для сноса: давно известны и применяются в мире технологии, позволяющие делать подземные парковки не просто не разрушая дома сверху, но даже не расселяя их. Но расходы на это слишком удорожают строительство — зачем тратиться, когда можно обойтись мизерным штрафом?

Но на этот раз, видимо, штрафом не обойдется. Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин уже заявил, что расценивает снос как «беспрецедентную наглость» и будет добиваться отзыва у девелопера градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), то есть фактически разрешения на строительство. Уже после этого главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявил, что ГПЗУ застройщика таки лишили и «эта история должна стать иллюстративной для всех девелоперов, которые недобросовестно относятся к охранным обязательствам». Однако охранные обязательства заключаются на охраняемые объекты. Дом Прошиных, напомним, формально к ним не принадлежал.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+