18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Ударная сила автопортретов Люсьена Фрейда

№78
Материал из газеты

О чем может рассказать обычный синяк под глазом, показывают на выставке «Автопортреты» в Королевской академии художеств в Лондоне

Мы никогда не узнаем о силе удара, когда Люсьену Фрейду подбили глаз, зато благодаря «Автопортрету с синяком под глазом» (1978) нам точно известны цвет и размер образовавшейся в результате гематомы. Художник написал эту небольшую картину после стычки с таксистом, которая произошла в конце 1970-х. «Забавно, что его первой реакцией стало желание пойти в мастерскую и запечатлеть синяк на холсте, — говорит Андреа Тарсиа, одна из кураторов открывшейся в Королевской академии художеств выставки «Люсьен Фрейд. Автопортреты». — Для него кровоподтек — это всего лишь захватывающий сюжет, достойный того, чтобы его увековечить». 

Картина была продана в 2010 году на аукционе за £2,8 млн и вошла в число 50 работ на нынешней выставке — первой, посвященной автопортретам Люсьена Фрейда и представляющей все его работы в этом жанре, от самой ранней, 1939 года, выполненной в сухой графической манере, до последней, написанной спустя 64 года уже в его знаменитой технике письма экспрессивными пастозными мазками. 

В выдумке и оригинальности и в таком, казалось бы, традиционном жанре, как автопортрет, Фрейду не откажешь. То он в образе античного героя Актеона, то, как в «Спальне в гостинице» (1954) с женской моделью, лежащей в постели, появляется в виде темного, с трудом узнаваемого силуэта на заднем плане, то обыгрывает эффекты своего отражения в зеркале («Отражение в зеркале с двумя детьми», 1965). С возрастом он не скрывает, а, наоборот, подчеркивает следы старения: тяжелые мешки под глазами, обвисшая кожа, как в «Автопортрете-отражении» 2003 года. 

Известно, что Фрейд, по словам Тарсиа, «очень редко и неохотно признавался, какие художники повлияли на него, и его автопортреты — это также ключ к пониманию этого влияния, осознанного и неосознанного». «Так, его ранний рисунок „Ошеломление: автопортрет“ (1948) сразу вызывает в памяти знаменитый автопортрет Гюстава Курбе „Отчаяние“», — приводит пример куратор. 

Большая часть работ на выставке — из частных коллекций, по этой причине редко выставляющихся. В их числе «Натюрморт с зеленым лимоном» (1947), созданный во время поездки в Грецию. На заднем плане Фрейд изобразил себя выглядывающим из-за стены. «Он вообще довольно часто самыми разными путями, исподтишка пробирается в собственные картины», — продолжает Тарсиа. Во «Флоре с синими ногтями на ногах» (2000–2001) тень художника падает на постель модели, а в «Двух ирландцах в районе W11» (1984–1985) на заднем плане к стене прислонены две небольшие картины — версии «Автопортрета с синяком под глазом». 

Королевская академия художеств
Люсьен Фрейд. Автопортреты
До 26 января 2020

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+