Пространство фонда V–A–C в Москве откроется в сентябре 2020 года

Программа фонда в здании ГЭС-2 составлена на три года вперед и включает пять проектов, первым из которых станет «Санта-Барбара» Рагнара Кьяртанссона

Вид на ГЭС-2 с Болотной набережной. Рендер. Фото: Renzo Piano Building Workshop (RPBW)
Вид на ГЭС-2 с Болотной набережной. Рендер.
Фото: Renzo Piano Building Workshop (RPBW)

Пространство фонда V–A–C, которое прославленный архитектор Ренцо Пьяно возводит в дореволюционном здании ГЭС-2 в самом центре Москвы, откроется для публики в сентябре следующего года. Об этом рассказал на специальной пресс-конференции в ТАСС учредитель фонда V–A–C, глава «Новатэк» Леонид Михельсон: «В планах — за год закончить эту „маленькую стройку“, летом переехать и в конце сентября провести открытие». Работы на объекте начались четыре года назад, сам фонд существует вот уже десять лет и проводит выставки в Москве и по миру, в том числе в своем, также специально реконструированном, Палаццо на Дзаттере в Венеции. 

Проект здания фонда V-A-C внутри. Фото: Renzo Piano Building Workshop (RPBW)
Проект здания фонда V-A-C внутри.
Фото: Renzo Piano Building Workshop (RPBW)

Первым проектом, который покажут на московской площадке V–A–C, будет «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?» исландского художника Рагнара Кьяртанссона, представившего накануне шестичасовой перформанс «Печаль победит счастье» в Театре им. Маяковского. 

Михельсон подтвердил прежние планы относительно того, что концептуально пространство V–A–C на ГЭС-2 музеем не станет, несмотря на все его внешние атрибуты: выставочные и концертный залы, образовательную зону, мастерские, а также помещения для хранения коллекции фонда. «Мы ожидаем, что люди будут туда приходить и приносить свои идеи», — отметил он. 

Да будет свет! 

Проект здания фонда V-A-C внутри. Фото: Renzo Piano Building Workshop (RPBW)
Проект здания фонда V-A-C внутри.
Фото: Renzo Piano Building Workshop (RPBW)

«Раньше это было промышленное здание, а сейчас будет прозрачный светлый объем со стеклянной крышей, где льющийся, словно в кафедральном соборе, свет будет очень важным компонентом», — рассказал о трансформации ГЭС-2, с 1907 года обеспечивавшей электричеством трамваи в центре Москвы, руководитель бюро Renzo Piano Building Workshop Ренцо Пьяно. 

По его словам, важно было привести строение в соответствие с современными тенденциями в архитектуре и сделать его экологически устойчивым, поэтому на крыше установят солнечные батареи, а в системе поддержания климата будут участвовать трубы высотой 70 м, так что здание фонда V–A–C будет в прямом смысле видно издалека. 

Cолнечные батареи, установленные на крыше ГЭС-2, должны производить 330 МВт/ч. Фото: Renzo Piano Building Workshop (RPBW)
Cолнечные батареи, установленные на крыше ГЭС-2, должны производить 330 МВт/ч.
Фото: Renzo Piano Building Workshop (RPBW)

Пьяно провел параллели между работой над ГЭС-2 для V–A–C и Центром Помпиду, построенным им в Париже вместе с Ричардом Роджерсом в 1977 году, когда в памяти еще были свежи воспоминания о майских событиях 1968 года и им хотелось сделать нечто смелое и ни на что не похожее. Так и сейчас, по его словам, московская площадка станет настоящим местом свободы благодаря ощущению отсутствия границ. По замыслу архитекторов, посетители сначала попадают на площадь перед зданием, которая продолжается в его общественных пространствах и переходит в «улицу» под 22-метровым нефом, которая, в свою очередь, не заканчивается на первом этаже, а ведет дальше по системе балконов, террас и галерей. 

«Свобода должна начинаться с возможности войти и перемещаться в любое место, эти пространства — открытые и трансформирующиеся под любое событие», — рассказал Пьяно.

Состояние стройки на сегодняшний день. Фото: V–A–C/Глеб Леонов
Состояние стройки на сегодняшний день.
Фото: V–A–C/Глеб Леонов

Одним из таких мест будет зал, условно называемый сейчас «театром», «задником» из стекла обращенный к еще одному примечательному элементу — березовой роще, что высадят у Патриаршего моста. Он, а также прилегающие пространства, в том числе спуск к воде с Болотной набережной, в настоящее время благоустраиваются городскими властями. Глава Департамента культуры, министр Правительства Москвы Александр Кибовский отметил, что реконструкция ГЭС-2 — крайне важный для города проект, позволяющий, благодаря звездному архитектору, конкурировать с мировыми мегаполисами по части качества архитектуры. 

Общая площадь комплекса составит около 41 тыс. кв. м, здания — 19 тыс. кв. м, из них под выставочные залы будет отведена примерно половина. Предусмотрено множество помещений для активной деятельности: творческие мастерские по керамике, текстилю, металлу, лекционные аудитории, студия звукозаписи, лаборатория, библиотека.

Трансформация ГЭС-2. Состояние стройки на сегодняшний день. Фото: V–A–C/Глеб Леонов
Трансформация ГЭС-2. Состояние стройки на сегодняшний день.
Фото: V–A–C/Глеб Леонов

«Фактически вместе с кварталами Третьяковки и Пушкинского мы получаем расширяющееся культурное пространство около Кремля. Я не сомневаюсь, что на этой площадке будут делать такие проекты, ради которых люди специально будут приезжать в Москву», — сказал Кибовский.

Для того чтобы была возможность делать проекты, Михельсон объявил об учреждении эндаумент-фонда. Что касается общей стоимости проекта, то раскрывать ее он отказался, заметив лишь, что «то, что в голове было — страшная цифра, — на сегодня умножил на два». 

Фабрика искусства и пять сезонов размышлений

Здание фонда V-A-C. Рендер. Фото: Renzo Piano Building Workshop (RPBW)
Здание фонда V-A-C. Рендер.
Фото: Renzo Piano Building Workshop (RPBW)

Генеральный директор фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика развила мысль о том, что фонд не музей, таким образом: это будет не пространство, где искусство демонстрируется, а место, где оно рождается. Она подчеркнула, что ГЭС-2 станет «не архивом, а фабрикой», культурной институцией нового типа.

«Мы ничего не имеем против классических музеев. Пусть музеи в традиционном понимании хранителей наследия будут и дальше существовать и развиваться, — сказала она. — Но мы в своей деятельности хотим чего-то большего. Мы предпочитаем, чтобы ГЭС-2 существовала среди людей, стала частью города, не только встроилась в его ландшафт, но и выступала активным элементом самой городской жизни. Если хотите, называйте наш проект „музеем“, однако учтите, что для нас „музей“ — это не храм, а агент, архитектор тех межличностных отношений, которые делают опыт пребывания в городе действительно современным».

Трансформация ГЭС-2. Состояние стройки на сегодняшний день. Фото: V–A–C/Глеб Леонов
Трансформация ГЭС-2. Состояние стройки на сегодняшний день.
Фото: V–A–C/Глеб Леонов

А художественный директор фонда V–A–C Франческо Манакорда сообщил, что фондом подготовлен цикл выставок, объединенных общим названием «Пять сезонов», каждая из них будет идти по полгода. Проект под названием «Санта-Барбара» Рагнара Кьяртанссона пройдет под девизом «Как не поддаться колонизации?». Художнику предложили поразмышлять над знаменитой американской мыльной оперой, чье название приобрело в русском языке переносное значение. Первый сезон будет весьма деятельным, и в нем будет несколько символических элементов; других авторов приглашать к участию Кьяртанссон планирует сам. Художник создаст внутри так называемого проспекта (центральный неф основного здания) телестудию для реконструкции сцен из «Санта-Барбары», а участие в ней примут актеры, художники и все желающие. «Возвращение „Санта-Барбары“ в виде коллективной телереконструкции объединит на одной сцене дурачество и рефлексию. Эпиграфом к этой постановке может стать знаменитая фраза Фигаро: „Эти шутки не мешают мне думать“», — гласит пресс-релиз. 

Во втором сезоне, как сказал Манакорда, мы будем размышлять о том, что такое истина. Выставка получит название «Правда» с подзаголовком «Зачем реализм?» и будет рассуждать о том, какую роль он может сыграть в самых различных современных художественных течениях, включая театр и музыку. 

Трансформация ГЭС-2. Состояние стройки на сегодняшний день. Фото: V–A–C/Глеб Леонов Фото: V–A–C/Глеб Леонов
Трансформация ГЭС-2. Состояние стройки на сегодняшний день.
Фото: V–A–C/Глеб Леонов Фото: V–A–C/Глеб Леонов

Третья выставка, «Мать», будет исследовать тему «Почему Родина — мать?». Она поведает о гендерных и семейных стереотипах; изучит вопрос, почему слово с мужским корнем «Отчизна» россиянам не близко, а вот «Родина-мать» — наоборот; углубится в сексуализированные фантазии о России и символику вечной женственности Софии — Премудрости Божьей.

Следующим проектом будет «Космос», перефразирующий кабаковскую фразу в подзаголовке «В будущее возьмут всех!». Приглашенные художники изучат космологию будущего, потенциал его прогнозирования, вопрос колонизации межпланетного пространства — и все это как способ познать самого себя. 

Наконец, завершит программу «Пяти сезонов» ГЭС-2 экспозиция «Еле слышно», получившая девизом фразу из Библии: «Глас хлада тонка». В ней, как объяснил Манакорда, уровень патетики и накал повествования снизятся — в более мягкой тональности кураторы расскажут о том, как взаимодействуют пространства, помещения, тихие голоса. В этом проекте здание ГЭС-2 и его архитектурные элементы станут полноправными участниками художественного диалога. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+