18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Карт-бланш декоратору от монарха

Книга Бертрана де Руайера о Пеладжо Паладжи посвящена работе художника в королевском дворце в Турине и резиденциях за пределами города, в замках Раккониджи и Полленцо

Описана жизнь мастера, указаны источники его творчества и его место в европейском контексте — в сопоставлении, например, с Лео фон Кленце, архитектором королевской резиденции в Мюнхене, и Александром Брюлловым, много сделавшим для Зимнего дворца в Петербурге. Приложения включают краткую автобиографию Паладжи и описание каждой резиденции, где ему доводилось работать. 

Упоминание Стендалем «знаменитого Паладжи, художника из Болоньи», говорит о том, что последний был уроженцем именно этого города, а не Турина. В Болонье он начал свою художественную карьеру в возрасте 12 лет под опекой графа Карло Альдрованди. Утвердившись, Паладжи взял в ученики Витале Салу и Карло Беллозио, тоже болонцев. Впоследствии они расписывали потолки в замке Раккониджи, но не смогли затмить своего учителя в изобретательности, проявленной им при создании «Танца часов» — плафона бального зала в туринском палаццо Реале.

Турин для историков мебели — почти то же, что Флоренция для искусствоведов. Таким положением столица Пьемонта отчасти обязана Паладжи и его краснодеревщику Габриелле Капелло, работавшим здесь с 1832 года. Король Карл-Альберт фактически дал им карт-бланш на оформление всего, что он желал, и эти желания исполнялись с помощью «множества мастеров»: Джузеппе Гаджини, братьев Манфредини, Жансельма из Парижа и Генри Питерса из Генуи (вообще-то, выходца из Виндзора). 

Кому-то, возможно, итальянская неоклассическая живопись, в том числе кисти Паладжи, кажется чересчур холодной и лапидарной, но нельзя отрицать, что в декоре этот художник превосходил очень и очень многих. Мотивы своих работ он черпал из греческих, римских и этрусских источников — отчасти в личной коллекции античных древностей. Более того, открытие в Тарквинии в 1827 году бароном фон Штакельбергом склепа с хорошо сохранившимися фресками вдохновило художника на новые интерпретации этрусского искусства, что проявилось в оформлении Этрусского кабинета в Раккониджи. Отдавал он дань и неоготике, преобладающей в интерьерах замков Полленцо и Маргери. Этот стиль очень нравился королю, увлекавшемуся рыцарскими временами и интересовавшемуся происхождением своей династии, ведущей начало из раннего Средневековья.

К 1850-м годам к творчеству Паладжи стали относиться уже как к чему-то устаревшему. Преемник Карла-Альберта Виктор-Эммануил II отдавал предпочтение интерьерам Доменико Ферри — в стиле неорококо. Но в наше время, особенно в последние годы, Паладжи вновь приобрел заслуженную известность. И труд Бертрана де Руайера, несомненно, укрепляет эту репутацию.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+