Карт-бланш декоратору от монарха

Книга Бертрана де Руайера о Пеладжо Паладжи посвящена работе художника в королевском дворце в Турине и резиденциях за пределами города, в замках Раккониджи и Полленцо

Фрагмент плафона «Танец часов» (1839–1858) в бальном зале королевского дворца в Турине. Фото: Musei Reali di Torino
Фрагмент плафона «Танец часов» (1839–1858) в бальном зале королевского дворца в Турине.
Фото: Musei Reali di Torino

Описана жизнь мастера, указаны источники его творчества и его место в европейском контексте — в сопоставлении, например, с Лео фон Кленце, архитектором королевской резиденции в Мюнхене, и Александром Брюлловым, много сделавшим для Зимнего дворца в Петербурге. Приложения включают краткую автобиографию Паладжи и описание каждой резиденции, где ему доводилось работать. 

Упоминание Стендалем «знаменитого Паладжи, художника из Болоньи», говорит о том, что последний был уроженцем именно этого города, а не Турина. В Болонье он начал свою художественную карьеру в возрасте 12 лет под опекой графа Карло Альдрованди. Утвердившись, Паладжи взял в ученики Витале Салу и Карло Беллозио, тоже болонцев. Впоследствии они расписывали потолки в замке Раккониджи, но не смогли затмить своего учителя в изобретательности, проявленной им при создании «Танца часов» — плафона бального зала в туринском палаццо Реале.

Bertrand de Royere. Pelagio Palagi: Décorateur des Palais Royaux de Turin et du Piémont (1832–1856). Mare et Martin. 400 c. €70. На французском языке
Bertrand de Royere. Pelagio Palagi: Décorateur des Palais Royaux de Turin et du Piémont (1832–1856). Mare et Martin. 400 c. €70. На французском языке

Турин для историков мебели — почти то же, что Флоренция для искусствоведов. Таким положением столица Пьемонта отчасти обязана Паладжи и его краснодеревщику Габриелле Капелло, работавшим здесь с 1832 года. Король Карл-Альберт фактически дал им карт-бланш на оформление всего, что он желал, и эти желания исполнялись с помощью «множества мастеров»: Джузеппе Гаджини, братьев Манфредини, Жансельма из Парижа и Генри Питерса из Генуи (вообще-то, выходца из Виндзора). 

Кому-то, возможно, итальянская неоклассическая живопись, в том числе кисти Паладжи, кажется чересчур холодной и лапидарной, но нельзя отрицать, что в декоре этот художник превосходил очень и очень многих. Мотивы своих работ он черпал из греческих, римских и этрусских источников — отчасти в личной коллекции античных древностей. Более того, открытие в Тарквинии в 1827 году бароном фон Штакельбергом склепа с хорошо сохранившимися фресками вдохновило художника на новые интерпретации этрусского искусства, что проявилось в оформлении Этрусского кабинета в Раккониджи. Отдавал он дань и неоготике, преобладающей в интерьерах замков Полленцо и Маргери. Этот стиль очень нравился королю, увлекавшемуся рыцарскими временами и интересовавшемуся происхождением своей династии, ведущей начало из раннего Средневековья.

К 1850-м годам к творчеству Паладжи стали относиться уже как к чему-то устаревшему. Преемник Карла-Альберта Виктор-Эммануил II отдавал предпочтение интерьерам Доменико Ферри — в стиле неорококо. Но в наше время, особенно в последние годы, Паладжи вновь приобрел заслуженную известность. И труд Бертрана де Руайера, несомненно, укрепляет эту репутацию.  

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+