18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В составе красок Максимилиана Волошина обнаружили крымские минералы

№78
Материал из газеты

В Иконотеке А.Н.Овчинникова, филиале Центра Грабаря, открывается выставка акварелей Максимилиана Волошина, которые, как выяснили реставраторы, оказались связаны с землей Крыма буквально

Акварелями художника, поэта и философа, одного из самых известных представителей русского Серебряного века реставраторы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря (ВХНРЦ) занимались более двух лет. Некоторые из этих 22 листов хранились в запасниках музея-заповедника «Киммерия М.А.Волошина» и никогда не показывались на публике; в основном это листы 1920-х годов с видами Крыма.

«Мы не первый раз встречаемся с акварелями Волошина. И мы, и наши коллеги в других музеях знаем, что пигменты, которыми он пользовался в своих работах, ведут себя причудливо, — рассказывает Ольга Темерина, реставратор графики высшей категории и заместитель директора ВХНРЦ по научной и выставочной работе. — Даже при самой деликатной обработке они могут поменять цвет, они нестойки к любому воздействию. Именно поэтому, прежде чем приступить к работе, мы провели ряд исследований». При изучении под микроскопом ученые увидели частицы минералов, причем их вид совершенно не совпадал с тем, как выглядит промышленная акварель. 

Воспоминания и письма подтвердили догадки: многие пигменты Волошин делал сам из минералов, которые собирал во время прогулок по коктебельским горам. Причины были приземленными: в 1920-х в Крыму было не достать тех дорогих французских красок, которыми художник пользовался раньше. Однако Волошин воспринимал это, скорее, как творческий вызов. В автобиографической книге «О самом себе» он писал: «Вообще, в художественной самодисциплине полезно всякое самоограничение: недостаток краски, плохое качество бумаги, какой-либо дефект материала, который заставляет живописца искать новых обходных путей и сохранить в живописи лишь то, без чего нельзя обойтись». 

Рентгенофлуоресцентный анализ позволил определить химический состав пигментов. Это разнообразные охры и земли, которыми художники пользуются испокон веков. Хочется видеть во всем этом и символический смысл: земля древней Киммерии не только вошла в стихи и стала главным сюжетом акварелей Волошина — она физически присутствует в его красках.

Прежде чем вернуть акварели в Крым, эти листы — с удаленными желтыми «лисьими пятнами», обработанные закрепляющим составом и подклеенные — показывают на выставке в Иконотеке А.Н.Овчинникова (до 20 декабря).  

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+