18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Лондоне доверились гению Малевича

Первая масштабная ретроспектива автора «Черного квадрата» в Великобритании.

Первая ретроспектива Казимира Малевича в Тейт Модерн и всего лишь вторая его выставка в Великобритании (первая прошла в середине прошлого века) рассказывает историю просто и ясно. От входа до Черного квадрата — стремительное развитие: ранний интерес к символизму и импрессионизму сметает увлечение кубизмом. Совсем ненадолго, в начале 1910-х, Малевич занят «русским духом» примитивов и парадоксами «алогизма», где корова рифмуется со скрипкой. Еще чуть-чуть, и вот уже на подходах к самому знаменитому произведению Малевича появляется квадратик в эскизах к постановке Победы над Солнцем (1913). Зал, посвященный «иконе нового времени», впервые явленной миру вместе с другими супрематическими картинами на рубеже 1915–1916 годов на знаменитой выставке 0.10, оформлен в соответствии с фотографией легендарной экспозиции — с Черным квадратом в «красном» углу и теми из сохранившихся работ, которые удалось заполучить для этой выставки, на прилегающих стенах. Свободно развесили супрематизм в соседних залах: некоторые шедевры приходится разглядывать задирая голову, — но что делать, если есть снимок, свидетельствующий о том, что именно так обращался со своими работами автор?! Новый поворот обозначен «архитектонами» и воздушными, преодолевающими все земное, картинами из серии «Белое на белом», затем мы видим, как подхватываюти развивают идеи ученики мастера, и, наконец, все обозначенные прежде мотивы переплетаются, повторяются, сливаются в самых причудливых сочетаниях в зале с графикой. После — только суровый реализм последних лет жизни.

Череду ретроспектив (из Амстердама в Бонн с последней остановкой в Лондоне) трудно считать одной выставкой, так сильно разнились они составом работ, их числом и оформлением пространства. Экспозиция Тейт самая сдержанная. Доверившись гению Малевича, здесь обошлись без новейших дизайнерских эффектов. Только немного цвета — от желтого в начале через оттенки серого и коричневого к белому в последних залах. И ритм: экспозиция, местами предельно разреженная — одна картина на стене, — становится насыщенной в залах, отведенных началу пути и последним годам, работе с учениками и графике. А раскрашенный в два цвета в знакомой всякому посетителю советских учреждений манере, которую теперь за границей называют «кабаковской», ученический зал забит от пола до потолка. Путешествующую ретроспективу кураторы Тейт дополнили произведениями с только что завершившейся выставки в Дюссельдорфе, приехали и картины из Русского музея. Сорок четыре владельца предоставили более 400 работ, сделав экспозицию одной из самых представительных, и это при том, что грядущее 100-летие супрематизма сделало и без того драгоценные произведения его изобретателя невероятно востребованными. Увы, не на родине героя.
Тейт Модерн
Казимир Малевич

Лондон
До 26 октября

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+