18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Пушкинский музей уходит под землю на 16 метров

Завершено устройство подземной части нового Депозитарно-реставрационного и выставочного центра, главного здания будущего музейного квартала

Депозитарно-реставрационный и выставочный центр (ДРВЦ) – ключевой объект музейного квартала ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Открытое хранение в Депозитарно-реставрационном и выставочном центре. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Подземное пространство музейного квартала ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пушкинский музей уходит под землю на 16 метров. Состояние стройки на сегодняшний день. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Концепция «Ризосфера» от бюро «Меганом», объединяющая здания музейного квартала. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Схема подземной части и переходов между зданиями музейного квартала. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пространство Депозитарно-реставрационного и выставочного центра. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Депозитарно-реставрационный и выставочный центр (ДРВЦ) – ключевой объект музейного квартала ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Открытое хранение в Депозитарно-реставрационном и выставочном центре.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Подземное пространство музейного квартала ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пушкинский музей уходит под землю на 16 метров. Состояние стройки на сегодняшний день.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Концепция «Ризосфера» от бюро «Меганом», объединяющая здания музейного квартала.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Схема подземной части и переходов между зданиями музейного квартала.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пространство Депозитарно-реставрационного и выставочного центра.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина показали, на каком этапе сейчас находится преобразование комплекса зданий в музейный квартал, над которым работают несколько архитекторов, а общим управлением проекта занимается бюро «Меганом» Юрия Григоряна.

Работа над созданием музейного квартала идет около десяти лет, и наконец можно сказать, что свет в конце туннеля появился. Строители завершили самую трудоемкую — подземную — стадию работ. По словам архитекторов проекта, глубина залегания фундаментной плиты, которая объединит несколько зданий на поверхности, более 16 м. Площадь нового подземного пространства тоже впечатляет — 20,5 тыс. кв. м. Оно находится под кварталом позади Отдела личных коллекций.

Проект музейного квартала. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Проект музейного квартала.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

В ноябре 2019 года завершится строительство несущих конструкций подземной части, после чего начнется возведение верхних этажей Депозитарно-реставрационного и выставочного центра (ДРВЦ), единственного нового здания в музейном квартале, камень в основание которого был заложен в 2016 году. Надземная часть будет функционировать как выставочный центр площадью 5,4 тыс. кв. м. В нем будет три выставочных пространства, каждому отведено по этажу. Собственно, именно здесь Пушкинский музей и планирует в будущем проводить все свои выставки-блокбастеры.

После открытия ДРВЦ музейные фонды (а это более 600 тыс. экспонатов), на время реконструкции музейного комплекса занявшие все мало-мальски свободные пространства и даже Отдел личных коллекций, сосредоточатся здесь. «Как только мы завершим депозитарий, у нас начнется новая жизнь», — обещает директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак.

Пушкинский музей уходит под землю на 16 метров. Состояние стройки на сегодняшний день. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пушкинский музей уходит под землю на 16 метров. Состояние стройки на сегодняшний день.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Помимо фондохранилища, тут запланированы помещения для научной работы хранителей, реставрационные мастерские, химические лаборатории и фотостудия. И поскольку публичность — всемирный музейный тренд, то часть фондохранилища будет представлять собой «открытое хранение», где посетители смогут ходить по специально разработанным маршрутам. Вблизи ДРВЦ останется часть исторической застройки. Как рассказал Юрий Григорян, по поводу нее ломалось очень много копий, но в результате фрагменты исторических зданий удалось сохранить. Одно из них, кирпичное строение XIX века, воссоздадут для реставраторов (наконец-то они выберутся из подвалов главного здания и увидят дневной свет!), а в нескольких уцелевших одноэтажных флигелях разместят сувенирные магазины и тому подобное.

Завершение этой части музейного квартала запланировано на 2021 год. После переноса сюда фондов и коллекций из главного здания придет черед его реконструкции. Ее планируют начать в 2022 году, и это явно не будет косметическим ремонтом. По размаху работы над зданием, построенным в 1912 году по инициативе Ивана Цветаева и по проекту Романа Клейна, можно сравнить с глобальным переоснащением Политехнического музея. Под главным зданием с его свайным фундаментом и одноуровневым подвалом также планируется устроить подземное пространство.

Подземное пространство музейного квартала ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Подземное пространство музейного квартала ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Условно мы называем его „цистерна“, по аналогии с масштабными позднеантичными сооружениями», — рассказала Марина Лошак. Его появление разрешит вечную музейную проблему с очередями и удобствами: туда выведут гардероб, который наконец станет вместительным, кафе, музейные магазины, туалеты.

Кроме того, эта «цистерна» площадью 6 тыс. кв. м станет хабом для всего музейного квартала. Она соединится подземным переходом с депозитарием, то есть посетители «открытого хранения», пройдя через него, будут попадать в главное здание. Аналогичные переходы соединят его с Галереей искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков и другими, еще не открывшимися пространствами квартала: Галереей искусства импрессионистов и постимпрессионистов в усадьбе Голицыных (готовность — конец 2021 года), Галереей старых мастеров в усадьбе Вяземских — Долгоруковых (готовность — июль 2022 года) и усадьбой Лопухиных, где до начала глобальных преобразований (а может, и после) будет работать новое музейное направление для молодежи «Пушкинский. Youth».

Переход из одного здания в другое с открытым хранением. Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Переход из одного здания в другое с открытым хранением.
Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина

Марина Лошак подчеркнула, что главная задача — сохранить неповторимую атмосферу главного здания ГМИИ, чтобы она не исчезла из-за модернизации. «Мы приняли решение, что оно — самоценный объект искусства и его надо сберечь в памятном многим виде». Завершить реконструкцию обещают в 2023 году. В обновленном здании разместится цветаевская коллекция слепков. Она наконец воссоединится с той частью экспонатов, которые из-за недостатка места на долгие годы были отданы на экспонирование в Музейный центр РГГУ и Галерею Зураба Церетели.

Помимо ДРВЦ, на финал 2021 года планируется завершение реконструкции Дома текста в доходном доме Стуловых, административных зданий и благоустройство на месте ансамбля АЗС. Графики строительства неоднократно корректировались из-за драматичных историй с подрядчиками. Однако сейчас будущее музейного квартала видится безоблачным.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
5
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+